Масс-медиа Центр Полиэстеровая лавсановая лента Строительство бассейнов ремонт |
Аренда квартир в Санкт-Петербурге Снять квартиру в Санкт Петербурге |
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 171(2321), 14 сентября 2000
|
Мы живем дольше своих предков.
Только этого нам мало Прошедший в нашем городе II Европейский конгресс по биогеронтологии показал еще раз, что человечество по-прежнему _ подобно доктору Фаусту _ мечтает о вечной молодости: хорошо бы жить лет эдак сто, а лучше и сто двадцать, и при этом еще не болеть, а активно работать. Но научные дискуссии на конгрессе, увы, подтвердили и то, что пока эта мечта остается мечтой, и каким образом отдельным представителям человечества удается преодолевать столетний рубеж _ тайна, покрытая мраком.
Фенотип определить невозможно На самом деле, в мире наблюдается беспрецедентный рост числа столетних землян. Например, в США ожидают, что к середине XXI века уже около миллиона граждан достигнут такого возраста. Правда, здоровее человечество при этом не станет, и потребуются огромные затраты на медицинское и социальное обслуживание стариков. Поэтому резонно, что наука ищет, в чем секреты долголетия и каким образом можно человеку прожить отпущенный природой возраст (100 _ 120 лет) в активном состоянии, начав стареть как можно позднее?
На конгрессе ученый из итальянского Института долголетия Клаудио Франчески рассказал о многолетнем научном исследовании, целью которого была попытка создать некую, как он сказал, "модель столетних". Исследование длилось несколько лет, и в нем участвовали тысячи долгожителей Италии (самому "взрослому" из них с острова Сардиния _ 111 лет). Изучались экономические условия жизни этих людей, их личностные характеристики и иммунный статус. Попытались итальянские ученые установить и генетические особенности столетних: вдруг да обнаружится некий оптимальный набор генов долголетия!
Доклад профессора из Рима изобиловал всевозможными графиками, таблицами, рисунками с изображением внутриклеточных процессов и глубоко научными терминами, повторять которые мы здесь не собираемся. И прежде всего потому, что выводы этого сложного научного исследования получились совсем уж простыми: фенотип (то есть ту самую модель) долголетия определить невозможно. Во-первых, сама классификация возрастов весьма формальна: ну действительно, когда человека уж точно можно назвать старым? А во-вторых, даже на генетическом уровне долголетние ничем не отличаются от тех, кому век отпущен был недлинный: и у них присутствуют те же факторы риска сердечно-сосудистых недугов, рака, диабета. Только этот риск остается "незапущенным". Почему?
Один из вариантов ответа: у этих людей потрясающе устойчивые типы иммунной системы _ они легко справляются с любыми антигенными стрессами (когда в организм попадает инфекция либо человек переживает нервные нагрузки).
Ну а на следующее "почему" точного ответа уже не последовало. Возможно, свою роль играет наследственность, а на нее накладывается еще и образ жизни. Питание, например. Итальянцы выяснили, что в организме 100-летних высок уровень витаминов А и Е, а вот количество витамина С снижается.
Пилюля от старости _ Конечно, мечтающие прожить долго не думают, что им придется при этом и долго болеть. Каждый надеется, что если болезни его настигнут, то уже перед самой смертью, _ так начал свой доклад профессор НИИ онкологии имени Петрова Владимир Анисимов, президент Геронтологического общества России. Тема его научного выступления при этом была посвящена лекарствам от старости _ всевозможным препаратам, которые время от времени объявляются панацеей от раннего старения.
Принимают эти средства не для того, чтобы сгладить морщины на лице или вернуть былую мужскую удаль; так называемые геропротекторы принимают для того, чтобы как раз избежать возникновения тех или иных недугов, которые настигают нас в зрелом возрасте. Специалисты считают, что принимать эти препараты хорошо бы всем после 45 _ 50 лет. Только вот большой вопрос: какие препараты именно?
Исследования, проведенные под руководством Владимира Николаевича в нашем институте онкологии, выявили не очень радостные тенденции: большинство геропротекторов становятся причиной ускоренного роста опухолевых клеток (естественно, все эксперименты проводились на мышках).
Судите сами.
Одно время много говорили и писали о пользе для здоровья и продления жизни антиоксидантов _ витаминов А, С и Е, способных связывать опасные для клеток организма свободные радикалы (кислородные соединения). Исследование показало: витамин Е увеличивает продолжительность жизни, но и частоту появления опухолей повышает тоже, и при этом нет никаких доказательств, что он защищает сердце от инфаркта. Бетакаротин же повышал риск возникновения рака легкого.
Много шума одно время было по поводу чудодейственных свойств микроэлемента селен. Да, у мышей, получавших селен, продолжительность жизни возрастала, но даже небольшие передозировки провоцировали рост опухолей.
Не меньший ажиотаж вызвал и препарат мелотонин _ аналог фермента, вырабатываемого в организме во время сна. Он объявлялся панацеей чуть ли не от всего на свете, в том числе и от раннего старения. При этом ни одного действительно корректного клинического испытания никто не проводил.
_ Мы, _ рассказывал Владимир Анисимов, _ провели исследование на 50 животных: каждую ночь добавляли им мелатонин в воду (20 мг на литр). Действительно, мыши жили дольше, но и рак стал развиваться в 4 раза чаще, чем у мышей в контрольной группе, в том числе лейкозы и рак легкого, чего в контрольной группе не было вообще.
Значительная часть геропротекторов _ гормональные препараты. Например, женский гормон эстроген. И здесь результат тот же: риск возникновения опухолей возрастает.
Есть ли вообще результаты положительные?
Из всех исследованных способов профилактики раннего старения неплохо проявили себя низкокалорийное питание и те самые пептиды, которые разрабатываются петербургским Институтом биорегуляции и геронтологии. Но...
Напомним, что эксперименты проводились на мышах, а человек все же от представителей грызунов отличается значительно. Посему профессор Анисимов предложил создать международную программу по оценке влияния на здоровье человека этих фармацевтических препаратов.
Не в деньгах _ счастье?
Не секрет, что в нашей стране продолжительность жизни за последние два десятилетия здорово сократилась. Жить россияне стали меньше, но при этом не стали меньше болеть.
Долгожительство _ прерогатива богатых стран. Стоимость того же курса профилактики раннего старения сопоставима с ценой тритерапии от ВИЧ: 12 тысяч долларов в год. Владимир Анисимов рассказал о подсчетах одного немецкого математика, который решил выяснить, на сколько лет увеличилась бы продолжительность жизни в странах, если бы каждый живущий на земле имел среднегодовой доход 25 тысяч долларов. И что же? В Японии, США и прочих "зажиточных" государствах этот показатель не увеличился бы ни на год _ зато в России он здорово бы подскочил!
"У нас огромный потенциал!" _ сказали российские участники конгресса и отправились в свои научные лаборатории.
Ну а что делать нам, о 25-тысячных доходах пока и не мечтающим?
Стараться сохранять силы организма _ они пригодятся в противостоянии стрессам, так и норовящим выбить нас из седла и запустить механизм раннего старения.
Ольга БОБРОВА