Масс-медиа Центр
Проблемы совр. экономики
РЕСУРСУПАК | АКВА СИСТЕМС

Аренда квартир
АН АББАТ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 179(2329), 28 сентября 2000
SPb Ved gerb

Санкт-Петербург
Весь мир _ в сети Когда несколько лет назад в России впервые заговорили об Интернете, глобальная компьютерная сеть казалась чем-то далеким и нужным лишь узкому кругу фанатиков-программистов. Сегодня же стало очевидным _ возможности Интернета практически безграничны. В развитых (да и в развивающихся) странах не только растет как на дрожжах электронный бизнес, в ряде стран приняты правительственные программы, направленные на поддержку "интернетизации" населения. Вот только несколько примеров. В США Билл Клинтон в предвыборной программе заявил о необходимости сделать Интернет доступным для каждого американского школьника. Во Франции премьер-министр Лионель Жоспен объявил о создании высшего учебного заведения по подготовке специалистов для работы в Интернете. Конечно, и США, и Франция _ богатые страны и могут себе это позволить.

Но "интернетизация" коснулась и третьих стран _ так, правительство Аргентины заявило о беспрецедентной акции: один миллиард долларов будет выделен на приобщение жителей страны к сетевым ресурсам. Любой аргентинец может отныне получить беспроцентный целевой кредит в размере тысячи долларов на покупку современного компьютера. Более того, те, кто приобрел по государственной программе компьютер, вправе рассчитывать на льготное подключение к сети _ аргентинские телекоммуникационные компании и провайдеры Интернета тоже не остались в стороне от нужд общества.

Откуда такое внимание к виртуальной реальности и к глобальной компьютерной сети?

Это не случайно. Мир вступает в постиндустриальную эпоху. Добыча и экспорт нефти и полезных ископаемых, выручавшие Россию много десятилетий подряд, в новом веке, равно как и тяжелое машиностроение, станут долей стран третьего мира. А лидерами станут государства, совершившие рывок в области высоких технологий и наукоемких производств.

Это понимают даже в Аргентине...

Россия всегда славилась интеллектуальным потенциалом. Те же Соединенные Штаты за большие деньги скупают выпускников российских технических вузов и талантливых программистов. Однако приобщенность россиян к Интернету оставляет желать лучшего: по разным оценкам, ресурсы сети доступны лишь 3 _ 5 процентам населения. А между тем именно в России Интернет необходим как воздух. Именно Интернет помогает решить проблему с огромными российскими расстояниями и оторванностью ряда регионов от центра. В этом плане показателен опыт Нефтеюганска, где нефтяная компания "ЮКОС" смогла осуществить масштабный Интернет-проект.

После кризиса 1998 года компания была вынуждена пойти на массированные сокращения персонала. Проблема усугублялась тем, что другой работы в городке не было. Интернет помог смягчить ситуацию в регионе: компания "ЮКОС" открыла в Нефтеюганске учебный центр, где все желающие могли бесплатно научиться работать в Интернете. Через год после кризиса была создана Интернет-компания, и сотни выпускников учебного центра нашли в ней работу в качестве web-дизайнеров и web-мастеров. А многие из них работают на московские сетевые компании, получая задания через Интернет. Таким образом, "интернетизация" может помочь решить многие социальные проблемы, особенно в удаленных регионах.

Именно для того чтобы обучить работе в сети россиян (в первую очередь _ молодежь, которой предстоит жить и работать в XXI веке), полгода назад под патронажем правительства России была создана Федерация Интернет образования. Попечительский совет федерации возглавила Валентина Матвиенко. Министр образования Владимир Филиппов стал членом совета. А инициатива создания федерации принадлежит компании "ЮКОС", уже имеющей опыт реализации сетевых проектов. Компания "ЮКОС" также профинансировала начальный этап работы Федерации Интернет-образования.

Задача федерации _ построение многоступенчатой системы обучения молодежи работе в Интернете. Основой системы станут школьные преподаватели. Масштабная образовательная программа "Поколение.ru", реализуемая федерацией, предусматривает, что за 2000 _ 2004 годы около 300 тысяч педагогов пройдут курсы повышения квалификации и научатся работе в сети и преподаванию Интернет-грамотности. Для этого в 50 регионах будут созданы учебные центры федерации. На сегодняшний день уже действуют три. И, что не может не радовать, один из них _ у нас, в Санкт-Петербурге. Он был открыт в июле на базе ИТМО. В сентябре за парты, то есть за компьютеры центра на Петроградской стороне сели 32 педагога из Центрального и Кировского районов. 21 сентября они защищают свои дипломные работы _ проекты образовательных web-страничек.

Конечная цель образовательной программы "Поколение.ru" _ к 2005 году привести в Интернет 10 миллионов школьников и молодых людей в возрасте от 10 до 20 лет. Это, несомненно, благородная и нужная цель _ без Интернета Россия рискует в XXI веке окончательно и бесповоротно оказаться в "почетной" компании третьих стран. Потому дорог каждый день. Однако очевидно, что ресурсов одной компании не хватит для решения столь масштабной задачи. Для ликвидации отставания России в области Интернет-грамотности потребуются миллиарды долларов. И не только деньги. Потребуется живое участие провайдеров и телефонных компаний _ ведь введение повременки в ряде регионов превращает использование Интернета в непозволительную роскошь. Потребуется поддержка деятельности федерации на уровне федеральных и региональных органов власти. И очевидно: именно проекты, направленные на тотальный "сетевой ликбез", нам сейчас нужны как воздух.

Кирилл КОРОЛЕВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]