Масс-медиа Центр
Полиэстеровая лавсановая лента
Строительство бассейнов ремонт

Аренда квартир в Санкт-Петербурге Снять квартиру в Санкт Петербурге


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 32(2422), 17 февраля 2001
SPb Ved gerb

Загадка Литовского рынка
Старые здания имеют очарование, которого лишены новоделы. С ними можно говорить _ в позднее время, когда город затихает и освобождается от повседневной суеты. В Петербурге самое благоприятное время для таких бесед _ период белых ночей, особенно любимый художниками. В 1924 году в одну из таких ночей М. В. Добужинского очаровал Литовский рынок, стоявший над Крюковым каналом. Художник тогда запечатлел на рисунке один из поэтических уголков Коломны: дивные аркады рынка и таинственные башни сгоревшего в революционные дни Литовского замка...

Литовский рынок строился в 1787 _ 1789 годах на частные деньги.

Купцы, собравшие капитал на его постройку, намеревались по завершении работ получить часть здания в собственность. Эти обстоятельства послужили тому, что первоначально рынок именовали Частным. Это потом он стал Литовским _ от соседства с одноименным замком.

Высокие арки двухэтажного торгового здания украсили южную сторону Театральной площади. С годами они стали здесь настолько привычны, что архитектор Кавос, поставивший поблизости Театр-Цирк (перестроенный затем под Мариинский театр), повторил в его фасадах мотив аркад.

В плане здание рынка представило собой трапецию, с каждой из сторон которой был проезд во внутренний двор. Покупателя зазывали к себе сорок две лавки. Вывески сообщали имена купцов, известных всей Коломне: Королев (торговля дамским готовым платьем), Страхов и Леонтьев (мясо, зелень), Шамина и Петров (табак), Курбатов (книги), Орлов (старая медь и железо): Литовский рынок долго был одной из достопримечательностей этого живописного места. Увы, в середине 1920-х годов он сгорел. Пожарным удалось отстоять лишь центральную часть рынка, обращенную к Крюкову каналу: там был проезд и находились лавки купцов Пономарева и Яковлева.

Восстанавливать торговые ряды не стали. На пожарище решили поставить другие общественно полезные здания _ Дворец культуры и среднюю школу. А в уцелевшей части здания устроили квартиры. На фасаде, обращенном к каналу, появились прямоугольные окна. Но остались центральная проездная арка, широкие пилястры с нишами, угадывались и общие пропорции сооружения...

Но кто же был автором Литовского рынка? Этот вопрос долгие годы оставался без ответа. Некоторые из дореволюционных исследователей считали, что Литовский рынок напоминает постройки известного зодчего Ю.

М. Фельтена.

Решение загадки пришло неожиданно. В 1981 году историк В. И. Пилявский издал капитальную монографию об архитекторе Кваренги; в ней были представлены многие не публиковавшиеся рисунки и чертежи зодчего.

Один из таких чертежей Пилявский обозначил как "Неопознанный проект гостиного двора".

Книга о Кваренги попала в руки журналисту Борису Метлицкому (основатель раздела "Наследие)". Тот узнал в "неопознанном проекте" черты сохранившейся части Литовского рынка. О своем открытии Борис Григорьевич сообщил в "Ленинградской правде". Так было названо имя архитектора, проектировавшего Литовский рынок: Джакомо Кваренги.

Однако и здесь были возможны сомнения. На чертеже Кваренги изображено, на первый взгляд, сравнительно небольшое здание. Правомерно ли отнести этот чертеж к достаточно протяженному Литовскому рынку?

Проверить гипотезу Метлицкого позволили чертежи, хранящиеся ныне в Историческом архиве: они дают полное представление о первоначальном облике Литовского рынка. Мы видим, что все четыре стороны двухэтажного здания оформлены одинаково, "под один фасад", и отличаются лишь своей протяженностью. Более тщательное сравнение показывает: чертеж Кваренги действительно изображает Литовский рынок _ наименее протяженную его сторону, что обращена к Торговой улице (ныне Союза Печатников).

Итак, правота Б. Г. Метлицкого подтверждается историческим исследованием: Литовский рынок _ детище великого зодчего Джакомо Кваренги.

Жаль только, что до наших дней от этой постройки остался лишь небольшой, к тому же сильно измененный фрагмент. Впрочем, и этот "осколок" старого рынка заслуживает самого внимательного и бережного отношения.

Альберт АСПИДОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]