[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 41(2431), 6 марта 2001
SPb Ved gerb

Область будут "гасить"
В ближайшие дни более десяти районов Ленинградской области могут остаться без электроэнергии. Будут отключены не только промышленные предприятия, но и школы, детские сады, даже жилые дома. Воинские части, исправительно-трудовые колонии, больницы обязаны будут перейти на электроснабжение с дизельгенераторов _ которые, подразумевается, у них должны быть. Об этом нашей газете сообщил заместитель генерального директора "Ленэнерго" _ директор "Энергосбыта" Кирилл ФИЛИППОВ.

Какие бы энергетические проблемы ни возникали в нашем регионе, население и соцкультбыт считались неприкосновенными. Отключались за долги заводы, воинские части, трамвайные парки, но еще ни разу _ жилые дома и школы. Последствия этого шага предсказать невозможно, в "Ленэнерго" это прекрасно понимают, но тем не менее решение принято _ область будут "гасить". Специально для нашей газеты Кирилл ФИЛИППОВ согласился прокомментировать ситуацию в беседе с обозревателем Владимиром НОВИКОВЫМ.

_ Кирилл Борисович, вы официально заявляете, что многие районы Ленинградской области будут отключены от электроснабжения?

_ Да, в результате действий, которые мы предпримем в ближайшие дни, некоторые районы полностью или частично останутся без электроэнергии на неопределенный срок. Формально говоря, мы отключаем не районы _ в области они называются муниципальными образованиями, а муниципальных перепродавцов электроэнергии, то есть местные энергосети. Но в итоге без электричества останутся именно районы.

_ Для такого шага у "Ленэнерго" должны быть более чем весомые основания.

_ Поверьте, что пойти на такие меры нам было очень непросто, несколько лет энергетики пытались найти другие пути решения проблемы.

Но теперь тянуть невозможно ни дня. Долги тринадцати муниципальных предприятий-перепродавцов на территории Ленинградской области превысили полмиллиарда рублей. Копились они давно, мы с ними мирились, но с нового года выросли цены на природный газ _ основное топливо наших электростанций, и цена на электронергию, закупаемую на оптовом рынке _ по сути, энергию с ЛАЭС. Мы хронические должники атомщиков, и станция уже снижала по этой причине выработку электроэнергии для нужд региона.

Февральские морозы и авария на магистральном газопроводе заставили нас сжечь запасы мазута на 250 миллионов рублей. Предприятие осталось без мазута и без денег. А с первого марта вводятся новые _ весенние _ лимиты поставки газа, без малого на 20 процентов ниже зимних. "Петербургрегионгаз" предупредил, что никаких сверхлимитных поставок не будет, пока мы не погасим образовавшийся долг. Придется опять восполнять дефицит за счет мазута, к тому же мы обязаны восстановить в полном объеме его резервные запасы. Так что судите сами _ насколько весомые у нас основания проявлять жесткость к злостным должникам.

_ Но давайте разберемся _ кто должники? Население счета за электричество оплачивает не менее чем на 90 процентов. Уверен, что и сотни областных предприятий платят сполна. За что же их отключать?

_ Мы отключаем не их, а муниципальных перепродавцов.

_ Получается, что спорят два хозяйственных субъекта _ "Энергосбыт" и какое-нибудь муниципальное предприятие энергосетей, а жертвой их разногласий становится третья сторона, которая ни в чем не виновата _ население и другие добросовестные плательщики. Где же логика?

_ Логика в том, что мы _ такие же жертвы муниципальных перепродавцов, как и население. Они собирают деньги с вас, но не перечисляют их нам. В области, на мой взгляд, сложилась устойчивая система "легального воровства" собираемых с потребителей платежей за электроэнергию. Я полностью отвечаю за свои слова и готов их повторить.

Объясню его схему и сразу скажу, почему мы не можем решить проблему цивилизованно, через суды, а вынуждены прибегнуть к силовым методам. В отличие от Петербурга, где почти все электрические сети принадлежат "Ленэнерго", в области районные электросети являются собственностью муниципальных образований. Для эксплуатации этих сетей и сбора платежей с потребителей муниципальные администрации создают специальные предприятия и отдают им все сети в аренду, директора такого предприятия назначает, как правило, сам глава администрации.

Платежи эти предприятия собирают исправно, но нам их не перечисляют. Вот цифры по некоторым городам, которые никак не отнесешь к числу кризисных: Выборг _ долг 85 миллионов рублей, Гатчина _ 67 миллионов, Тосно, где предприятия одного только поселка Никольское имеют обороты больше, чем иные районы, _ долг 31 миллион, Всеволожск _ долг 40 миллионов рублей. И так далее _ Кировск, Шлиссельбург, Кингисепп, Пушкин, Лодейное Поле, Луга, Тихвин.

По нормальной хозяйственной практике, если одно предприятие задолжало другому _ кредитор обращается в суд. В суды мы подали более тысячи исков. Но что выясняется? Практически у всех должников на банковских счетах _ нули, имущества _ никакого, взыскивать нечего. После суда местные власти тут же создают новое муниципальное предприятие _ как правило, с теми же самыми директорами, передают ему право аренды сетей, а многомиллионные долги остаются на старой фирме, у которой ничего, кроме печати.

Изящная схема, не правда ли? Куда исчезают собранные деньги, нам еще ни разу не удалось установить, хотя речь идет, напомню, о сотнях миллионов рублей. Даже ревизию невозможно провести, потому что из брошенной фирмы увольняются все до единого сотрудника, не у кого спросить документацию, которая к тому же быстро теряется.

К примеру, одно предприятие на территории Всеволожского района применяло эту схему уже трижды.

_ Но, если это муниципальные предприятия, то за их деятельность отвечают главы администраций.

_ Они отвечают так: не платили и платить не будем, ничего вы с нами не сделаете, потому что за нами _ население. Я не преувеличиваю, это говорят открытым текстом. Мэр одного небольшого городка, судя по его заплетающемуся языку, в момент разговора он был пьяным, вообще пообещал закатать меня в асфальт, если мы будем напоминать о долге.

Понимаю, в области есть бедные, кризисные районы. Так пусть они покажут нам свою бухгалтерию _ сколько собирают денег, сколько у них уходит на эксплуатацию. Не нужно прятаться за спины жителей и заниматься шантажом.

_ Но ведь есть же губернатор, правительство области...

_ С Валерием Павловичем Сердюковым мы обсуждали эту проблему не один раз, в том числе и в присутствии глав администраций. Он уговаривал, призывал их платить. Но в области очень своеобразная властная вертикаль. Районы и некоторые города области являются муниципальными образованиями, живущими по закону о местом самоуправлении. Полная независимость _ в том числе и вопросах оплаты электроэнергии.

_ То есть отключение населения _ единственный выход?

_ Если бы мы могли распоряжаться рубильниками в районах, до этого дело, скорее всего, не дошло бы. В Петербурге бывает достаточно отключить административное здание _ и деньги тут же находятся. Но в области все решают муниципальные электросети. Если мы снижаем им подачу электроэнергии, по закону, они должны действовать в следующей последовательности: отключается сначала уличное освещение, если этого недостаточно _ то обесточиваются административные здания, промышленные потребители. Если и этого недостаточно, то есть долг не гасится и поставки энергии снижаются, отключаются дома культуры, школы _ после окончания учебного времени, затем _ на период дневного максимума _ жилые дома. Больницам, колониям, воинским частям, не имеющим своих дизель-генераторов, местные энергетики обязаны поставить электроэнергию со своих станций.

Но у меня есть сомнения, что этот порядок будет соблюдаться. Помните ситуацию с обесточиванием исправительной колонии в Тосненском районе? Не было никакой необходимости ее отключать, но муниципальные энергетики предприняли этот демонстративный жест, чтобы, скорее всего, иметь возможность и дальше наращивать долги. Возможно, и сейчас местные энергетики попытаются первым делом отключить жилые дома, поликлиники, заявив, что во всем виновато "Ленэнерго".

_ И что же делать жителям области, если они вдруг останутся без света, если остановятся котельные, водозаборы, очистные сооружения?

Требовать перевыборов муниципальных начальников? Но ведь жители того или иного района, города _ это не политическая партия, неорганизованная масса способна только к стихийному протесту. Представляете, во что этом может вылиться?

_ Я уже объяснил, почему мы вынуждены принять такое решение. Но предполагать худший вариант развития событий _ отключение населения, значит, признать как факт полную безответственность всех районных властей в Ленинградской области. Если такое случится _ это должно стать поводом для рассмотрения проблемы на федеральном уровне. Население не должно становиться заложником мелких коммерческих структур и покровительствующих им чиновников.

_ По сравнению с тем, что грозит Ленинградской области, Приморье с его несколькими замерзшими поселками покажется всем энергетическим раем...

_ Разрешение кризиса зависит не от нас. Наши специалисты готовы поделиться расчетами _ на сколько придется снижать подачу электроэнергии и тепла в Петербурге и области, если мы не взыщем накопившиеся долги, чтобы расплатиться по своим долгам. И, конечно, готовы обсуждать любые варианты, которые позволили бы избежать массовых отключений.

_ Спасибо, Кирилл Борисович, ваша позиция ясна. Надеюсь, ваше предложение будет услышано и какое-то решение удастся найти. Иначе придется признать, что мы живем отнюдь не в таком сильном и стабильном государстве, как думали до сих пор.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]