[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 41(2431), 6 марта 2001
|
Розы маленькой Герды и пара коньков в придачу
Просторный зал с высокими окнами. Длинный стол, за которым ужинают около двадцати человек. В шкафах у стены _ выставка самодельной керамики, духовные книги. Из соседней комнаты доносится шум и смех _ ребята в костюмах фотографируются после спектакля. Так живет Детский музыкальный театр при Чесменской церкви.
Артисты этого театра _ дети семи _ пятнадцати лет. Никто не спрашивает у них, крещены они или нет, хотя они играют при церкви. Духовная атмосфера просто помогла режиссеру Марьяне Владимировне Бахтан создать не обыкновенный драмкружок, а, скорее, единую общину, семью.
Ведь главное, как считает она, воспитать душу ребенка. Ей проще это сделать на театральных подмостках.
Поэтому в "труппу" берут всех желающих, независимо от актерских способностей. И для каждого даже в самой маленькой постановке пишется роль _ чтобы никого не обидеть.
Театр при Чесменской церкви родился около двух лет назад. В прошлом году его артисты заняли второе место после "Зазеркалья" на VI фестивале детских музыкальных театров. Тогда они выступили с первой своей большой постановкой _ "Чудо рождественской ночи". Пятого марта на Втором Брянцевском фестивале в ТЮЗе ребята представят вторую серьезную работу _ "Розы маленькой Герды" по мотивам "Снежной королевы"
Г. Х. Андерсена.
Марьяне Владимировне удалось найти "канонический" текст Андерсена: оказывается, в русском переводе, выполненном в советское время, есть купюры. Вырезали все ссылки на Евангелие, с помощью которых автор пытался объяснить, почему маленькая Герда сумела дойти до конца. Основная мысль звучит в конце книги, ее произносит Бабушка: "Если не будете как дети, не войдете в царство небесное".
И артисты, и герои сказки, вплоть до грозной Снежной королевы _ дети. Странствия Герды превращаются в путешествие в детскую душу. Эта пьеса _ о выборе ребенка, вступающего в жизнь. Выбор не только за Каем, который в итоге предпочитает незатейливый, но светлый мирок Герды "всему миру и паре коньков в придачу". Выбирать приходится Герде _ и она отказывается от приторной жизни Принца с Принцессой, полной игрушек и пирожных, и вольницы Маленькой Разбойницы, которой разрешают не чистить зубы. И, что самое главное, Герда и Кай делают свой выбор не в силу какого-то мифического долга, _ он понятен взрослому, а не ребенку. Этот выбор тоже дан в пьесе на уровне детской _ Герду несколько раз пытаются вовлечь в игру _ Разбойница побеждает Оленя, который изображает Снежную королеву, Принц играет в куклы, имитируя спасение Кая. Но девочка остро чувствует опасность такой игры: в придуманной сказке, в которой ты спрятался от большого мира, все хорошо, но твоя собственная жизнь стоит, как стоит время в заколдованном саду волшебницы, откуда Герду вызволяет воспоминание о доме и розах.
Удалось ли детям понять режиссерский замысел? Во всяком случае, они смогли его передать. Им обязательно скажут об этом и помогут доработать то, что не получилось. Ведь маленькие актеры учатся жить вместе со своими героями.
Александра ГРИЦКОВА ФОТО