[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 43(2433), 11 марта 2001
|
Секунда истории
Страхование как форма коммунизма Без малого сто семьдесят лет назад произошло в Петербурге знаменательное событие: жизнь столичного обывателя обрела, кажется, определенную ценность.
Именно так можно трактовать "высочайшее согласие" на открытие в северной столице Общества застрахования человеческой жизни, данное Николаем I в марте 1834 года.
Со страхованием как формой возмещения понесенных убытков петербуржцы к тому времени уже были знакомы: семь лет как действовало в Петербурге Страховое от огня общество. И можно полагать, польза от него в городе, знавшем частые пожары, была очевидной.
Надо сказать, это общество, получившее потом к своему наименованию приставку "первое" (потому что страховщики пошли плодиться), поначалу тоже собиралось страховать еще и жизнь своих клиентов. Но, как писали, "засомневалось в успехе" _ видимо, боясь прогореть.
Это поле деятельности осталось открытым и вызывало желание все-таки его освоить...
О петербуржцах неожиданно решило позаботиться "Лондонское общество застрахования жизни человеческой Бель-Аллианс". Обитающий в российской столице купец Кох был уполномочен испросить у нашего правительства разрешения распространить действия английского общества на Петербург.
Объявился со своими предложениями и еще один петербургский житель (но при этом прусский подданный), некий Шведерский.
Оба проекта были внимательно рассмотрены Комитетом министров, после чего в упомянутом марте 1834 года лондонскому уполномоченному Коху разрешили страховать "человеческие жизни" в нашей столице только до тех пор, пока не развернется Шведерский, собравший в компанию "отечественных капиталистов", что министрам и государю очень понравилось...
А потом в Петербурге _ и в России вообще _ различные страховые организации стали рождаться одна за другой, все равно, как у нас сейчас! Мелкие и крупные, со звучными именами и безымянные.
Известнейшими среди них были такие, как Страховое общество "Россия", например. (Его жестяной разрисованный медальон так и оставался на расхлябанной двери нашей коммуналки в переулке Антоненко, пока дом не расселили в шестидесятых годах.) Или _ Страховое товарищество "Саламандра", Русское страховое общество от несчастных случаев "Помощь"...
Вот только замечу, что забота о "чловеческой жизни" была у всех них все-таки на последнем месте.
В самом деле, что могла предложить та же "Саламандра" своим клиентам, пришедшим в ее контору на Гороховую, 6? (А это их вы видите на нашем снимке 1911 года.) В первую и главную очередь, страхование капиталов, приданого, стипендий, пароходов, ценностей, отправляемых по почте, разного движимого и недвижимого имущества... И уж последним пунктом в ее проспекте шло страхование клиентов от несчастных случаев.
Какого рода могли быть эти несчастные случаи, можно понять из того, что "Саламандра" страховала "коллективно" рабочих и служащих фабрик и заводов.
Но с другими обществами легко было в этом отношении и обмануться.
Уже упоминавшаяся "Помощь" "несчастными случаями" именовала пожары, кражи со взломом и разбитие стекол, "простых и зеркальных, в наружных и внутренних рамах, витринах и т.п."
Хотя, конечно, какое уж во всем этом счастье! Одних стекол в 1914 году у клиентов "Помощи" было побито на 153.986 р. 38 к. Это же целый капитал, а именно капиталы этим обществом прежде всего и защищались.
Ясное дело, страхователи работали не в убыток себе: даже выплачивая огромные суммы своим клиентам, оставались с прибылью...
Но тогда откуда, спросите вы, такое ужасное утверждение в заголовке этого рассказа?
Но вовсе не я соединила два этих понятия.
Некий Михаил Филиппов сочинил и издал в 1912 году брошюрку под спокойным названием "Что такое страхование?", каковую я и заказала в публичке, с намерением узнать, как велась в те времена разъяснительная реклама.
Автор однако разъяснял читателям нечто другое. Страхование, утверждал он в первых же строках своего краткого исследования, "есть НЕДОРАЗВИТЫЙ КОММУНИЗМ", поскольку "приводит с собою все те ослабляющие накопление богатств явления, которые противники коммунизма справедливо видят в коммунистическом устройстве, а именно: понижение степени деятельности, ...право широкой общественной опеки и полное подчинение личности обществу".
Шаг за шагом, убеждал легковерных сторонников страхования г-н Филиппов, развивая сферы применения, страхование все более уравнивает интересы и условия. Пока что, предупреждал он, его можно назвать недоразвитым коммунизмом только потому, что еще не все до конца застраховано, но ведь есть тенденция развития!
...Интересно, читали ли сочинение Михаила Филиппова учредители и члены правлений самих страховых обществ? Всякие там действительные статские советники, купцы-миллионщики, фабриканты, банкиры и прочие "коммунисты"?
Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов