[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 44(2434), 13 марта 2001
|
Переключая каналы
Братишки-сестренки Все-таки раньше было проще ориентироваться в жизни. "Мальчики _ направо, девочки _ налево!" _ и никаких проблем. Сейчас же не только в повседневности рискуешь обмануться, но и от телеэкрана получаешь всевозможные сюрпризы. Кто бы мог подумать, что к международной солидарности женщин в начале XXI столетия примажутся сексуальные меньшинства? Предположим, у них нет своего 8 Марта. Но это еще не повод, чтобы отнимать у представительниц слабого пола последние завоевания. Однако на ТВ, видимо, полагают, что без Бориса Моисеева праздник не праздник и старательно насыщают программу его песнями и танцами.
"Дитя порока" предстает как непосредственно, так и в отраженном свете. Помимо самого просто-щелкунчика публика имеет возможность лицезреть роскошные шоу, где пародист Александр Песков не только изображает примадонн отечественной эстрады, но и с особенным удовольствием щеголяет в дамском дезабилье в компании стриптизеров уже неизвестно какого пола. Кто тут кого пародирует и когда надо смеяться, непонятно.
А может быть, это и не пародия вовсе, а борьба за права ущемленных слоев населения, которым раньше не дозволялось переодеваться в женское платье, носить туфли на шпильках и делать макияж? Впрочем, если судить по телевизионному кинорепертуару прошлой недели, то получается, что Клара Цеткин старалась главным образом ради свободы сексуальных отношений. Во всяком случае, леди Чаттерлей осуществляла эту свободу сразу на нескольких каналах в доступное младшим школьникам время.
Но даже в вопросе, кто у нас обездолен, а кто, напротив _ "в законе", разобраться тоже нелегко. Вот на днях показали по "НТВ" фильм "Тонкая штучка" по якобы ироническому детективу Татьяны Поляковой. Его героиня _ скромная провинциальная учительница (Александра Захарова) _ попадает в круговорот бандитских разборок. Казалось бы, страшная история. Однако, то ли потому, что одного из криминальных авторитетов играет Илья Олейников, то ли из-за водевильности сюжета, согласно которому училка оказывается этакой Никитой (и джип водит лучше профессиональных гонщиков, и стреляет в яблочко, и на бильярде выигрывает), фильм более всего смахивает на приколы нашего "Городка". Заложники, пальба, взрывы, трупы _ все понарошку. С аккуратно причесанной головы болтливой недотепы за время погонь и перестрелок не упал ни один волосок. Более того, "тонкая штучка" довольно быстро нашла общий язык с бандитами и стала полноправным членом их здорового трудового коллектива. Эти заезжие ребята стравили две местные враждующие между собой банды, отправили их главарей на тот свет, и полюбив училку как родную, вернулись с чувством выполненного долга в Москву.
В известной мере "Тонкая штучка" продолжает тему сериала "Что сказал покойник". Но, как выясняется, для того, чтобы смеяться над проказами вооруженных до зубов бритоголовых суперменов, требуется все же некоторая дистанция. Если действие разворачивается на знакомых улочках провинциального городка, кажется, Костромы, да еще и с участием героев повседневной криминальной хроники, то уже не до смеха.
На этом фоне, словно "незаконная планета в кругу расчерченных светил", появился последний фильм Педро Альмодовара "Все о моей матери".
Случайный зритель, не знакомый с творчеством замечательного испанского режиссера, мог и не оценить по достоинству эту ленту, приняв ее за очередную историю из жизни наркоманов, проституток и трансвеститов. От этих сюжетов зрителей уже тошнит. Наверное, сейчас даже пьеса "На дне"
будет восприниматься не как гуманистическое произведение, а как "чернуха".
Фильм Альмодовара хоть и рассказывает о людях, что называется, группы риска, но полон изысканных художественных параллелей, отсылающих и к старой американской ленте "Все о Еве", и к сюжету пьесы "Трамвай "Желание". Режиссер, сколько помню его работы, всегда на стороне женщин, которые живут, как следует из названия его же фильма, "на грани нервного срыва". Он знает сильные и слабые стороны женской натуры, охотно иронизирует над ними. В данном случае он серьезнее, чем обычно. Главная героиня восхищает его как современная Мадонна _ человек уникально великодушный, терпимый, умеющий прощать такие грехи, которые простить почти невозможно.
Жесткий, трезвый и насмешливый Альмодовар вдруг становится чуть не проповедником. Человек, для которого в искусстве не существует, кажется, никаких табу, предстает моралистом, взывающим к самым высоким чувствам. Увы, боюсь, они далеко не всем доступны. Материи, которых касается режиссер, для одних _ словно проказа, для других _ объект анекдотов и пародий. Чему немало способствует и неразборчивое, всеядное телевидение.
Елена АЛЕКСЕЕВА