[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 44(2434), 13 марта 2001
|
Ожидание слова
В городе бурно развивается устная литературная жизнь Необычная книга была представлена в один из зимних вечеров в Центре современной литературы и книги на набережной Макарова _ кстати, и выпущена она была издательством того же Центра в рамках проекта "Кастальский ключ". "Песни Долгого озера" _ значилось на обложке. А имя автора... отсутствовало. Листая же саму книгу, можно было найти целую плеяду экзотических имен: тут тебе и "псевдобуддийский монах Па Нчен Ко", и "обрусевший торговец персиками Абу-Али Мадх", и князья Олексины (старший и младший), и "комендантский авторитет Вася Дымчатый", и многие другие. Представлены были и образцы коллективного, фольклорного творчества: "Песня художников Долгого озера", языческий гимн "воинов бога Зенита". О временах соцреализма с их воспеванием созидательного труда напоминала "Песня подъемных кранов", мотивы забытой романтики воскрешал отрывок "Наша земля смотрит в небо" (в самом деле, названиято улиц на Долгом озере какие _ Ильюшина, Уточкина, Королева, Авиаконструкторов!). И лишь в предисловии обнаруживалось, что этим клубком фантасмагорий опутал стандартный окраинный микрорайон его обитатель по имени Олег Казаков (1973 год рождения, образование высшее музыкальное). И есть в этой фантасмагоричности своя художественная логика: район хотя и впрямь стандартный, но ведь и фантастический тоже! Говорим, к примеру: "живу на Долгом озере", _ а само-то озеро многие ли в натуре видали? Для большинства оно _ объект незримый, мудрено ли допустить, что в нем водятся драконы (виртуальные, разумеется), благо буддийский храм _ этот полпред восточной мистики _ расположен как раз неподалеку?
Участники вечера были рады познакомиться с книгой и ее автором. И лишь об одном жалели некоторые: что не смогли попасть на состоявшуюся в тот же день и час в другом месте встречу с прозаиком Александром Мелиховым. Автор повестей и романов, ярких публицистических статей, Мелихов известен и как мастер общения, его суждения о проблемах современности всегда свежи и остры.
Не знаю, о чем говорил Мелихов именно в тот раз: на два вечера одновременно попасть, увы, невозможно. И такие совпадения, заставляющие выбирать одно из двух, а нередко и из трех, случаются все чаще.
Устная литературная жизнь в нашем городе развивается с небывалой интенсивностью. Всевозможные чтения, иногда связанные с выходом новых книг, иногда нет, происходят на множестве "площадок": в редакции журнала "Звезда", в издательстве "Петербургский писатель", в Доме журналиста, в Центральном лектории на Литейном, где тон и уровень разговора задает литературовед Борис Аверин, в доме культуры имени Шелгунова (там душой всего дела является поэт Аркадий Илин), в зале издательства "Лицей", музеев Пушкина и Достоевского, квартиры-музея семьи Самойловых на Стремянной улице, во многих библиотеках, включая Публичную.
Различен уровень, различны масштабы встреч: если куда-то приходит не больше десятка слушателей, то, скажем, достаточно вместительный зал народного музея Анны Ахматовой, что за Нарвской заставой, всегда полон: стараниями основательницы и бессменной руководительницы музея Валентины Биличенко он стал заметным культурным центром района.
_ Что-то во всем этом есть, что-то возрождается, оживает, _ сказал мне поэт Александр Кушнер в знаменитом подвале "Бродячей собаки"
в перерыве вечера, посвященного памяти нашей замечательной коллеги _ Нонны Слепаковой. _ Люди соскучились по интеллектуальному, духовному общению.
Да, конечно: не все же толковать только о ценах на продукты и интригах политиков. Надоело! И кроме того: тиражи книг малы, книги дороги. Одну-две штуки по тридцать-сорок рублей сегодняшний интеллигент купить еще может (что он и делает), но для того чтобы регулярно формировать, как бывало, свою библиотеку, надо как минимум стать аскетом.
В этих обстоятельствах небывало возрастает роль устного общения пишущих людей с коллегами и читателями.
С Александром Кушнером мы снова встретились через два дня _ в Ахматовском музее, в Фонтанном доме, где прошел многолюдный вечер, посвященный выходу книги стихов Глеба Семенова (1918 _ 1982) _ прекрасного поэта и наставника многих младших по возрасту собратьев, которых он учил не только тайнам ремесла, но и гражданскому мужеству. Выступавшие задавались вопросом: а как бы жил учитель сегодня, какую позицию занял бы? Разговор, казалось бы, сугубо литературный, естественно и органично касался коренных нравственных проблем времени. В этом, очевидно, тоже есть большая потребность.
А еще через три дня _ вечер самого Кушнера в Доме ученых на Дворцовой набережной (там литературную программу осуществляют Анатолий Израйлит и Сергей Бердников). Чтение стихов из недавно вышедших книг, новых произведений, ответы на вопросы _ живой контакт, живой диалог...
Старшее поколение помнит, как начинался взлет интереса к поэзии (и к литературе в целом) в конце пятидесятых _ начале шестидесятых годов. Два года назад, во время международного конгресса поэтов в нашем городе, мы вновь увидели заполненный до отказа в течение нескольких часов зал Капеллы. Полный зал Театра на Литейном собрал вечер Глеба Горбовского. Растет популярность литературных вечеров в Политехническом.
Похоже, что-то и впрямь происходит, от литературы снова чего-то ждут.
Илья ФОНЯКОВ