[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 48(2438), 17 марта 2001
SPb Ved gerb

Квартира императрицы
В 1926 году в Ленинграде нелегально побывал видный деятель дореволюционной Думы и идеолог белого движения В. В. Шульгин. В числе других экскурсантов он посетил и Музей революции _ так тогда называлась та часть Зимнего дворца, где находились личные покои царствовавшей фамилии. За билет пришлось заплатить 30 копеек. Больше всего поразила тогда Иосифа Карловича Шварца (на такое имя был паспорт у Шульгина) сохранность "исторических комнат". Через год он описал свои впечатления: "Здесь сохранились перья и ручки, которыми писал Николай II, это бювар Александры Федоровны, это _ коллекция пасхальных яиц, которые она получала в подарок".

Шульгину повезло. Он еще поспел побывать в "исторических комнатах" _ в заветных для людей его круга царских покоях. Уже в следующем году их стали превращать в выставочные залы, они были очищены от всего, что напоминало об их прежнем назначении. Переделки не коснулись тогда лишь комнат юго-западной части дворца: их определили "для проживания в них знатных иностранных гостей". И теперь эти помещения отличаются от других эрмитажных залов своей отделкой, характерной для жилых помещений, незримым присутствием их бывшей хозяйки _ императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

Впервые будущая императрица вошла в эти комнаты в апреле 1841 года _ шестнадцатилетней девочкой, после венчания в придворной церкви с наследником престола, великим князем Александром Николаевичем. По воспоминаниям камер-юнгферы А. И. Яковлевой, "квартира" в Зимнем дворце, назначенная для молодых, выходила окнами частью на Адмиралтейство, а частью на площадь. Половина Марии Александровны "состояла из семи комнат" _ уборной, ванной, спальни, кабинета, большого парадного кабинета, Золотой гостиной и приемного Белого зала, обращенного окнами к Дворцовой площади.

У Марии Александровны родились две дочери и шесть сыновей. Детские комнаты были устроены этажом ниже. Вследствие этого в кабинете была устроена небольшая дверь, ведущая на лестницу вниз. Лестница эта имела и другое назначение: поскольку в богато украшенных верхних комнатах не нашлось места для книжных шкафов, Мария Александровна приказала устроить полки для книг по стенам этой "детской лестницы". Так здесь появилась библиотека.

Не было в "квартире" и столовой. Когда цесаревна была дома или обедала с приглашенными _ стол накрывали в "парадном кабинете". Вскоре Николай I, очарованный своей милой и скромной невесткой, повелел устроить столовую на ее половине _ на месте служебной лестницы. К исполнению приняли проект А. И. Штакеншнейдера, а граф Клейнмихель обязался реализовать его за время дачного сезона 1850 года.

Новое помещение было как бы огражденным от повседневных забот _ стены его не имели окон. Художник Вундерлих придал стенам легкую зеленую окраску и написал на них картины, изображающие сельский пейзаж и древние руины. Все здесь способствовало непринужденным дружеским беседам. В зимний сезон 1850 _ 1851 года цесаревна уже могла принимать гостей в своей новой столовой.

Вокруг Марии Александровны образовался кружок доверенных и интересных ей лиц, собиравшихся в уютной столовой. Душой этого общества был князь Г. Г. Гагарин _ прекрасный рассказчик, художник и герой сражений на Кавказе, доказывавший в своих разговорах необходимость преобразований в Академии Художеств. В 1859 году он был назначен вице-президентом Академии _ для проведения таких преобразований.

Другой частой темой бесед было женское образование. Мария Александровна поддерживала тогда выдающегося педагога К. Д. Ушинского.

При ней были открыты всесословные женские учебные заведения _ гимназии. Императрица находилась и у истоков образования Российского общества Красного Креста. Она взяла под свое покровительство вновь учрежденное попечительство о слепых. Нет сомнения, что эти темы тоже находили отражение в застольных беседах...

К сожалению, жизнь Марии Александровны в комнатах Зимнего дворца сложилась не вполне счастливо. Открытая связь императора с княжной Е.

М. Долгоруковой подорвала здоровье императрицы, сохранявшей свою изначальную любовь к супругу. Мария Александровна умерла от чахотки в 1880 году, когда ей было лишь 55 лет.

С тех пор Зеленая столовая _ в память о покойной благотворительнице _ долго сохранялась в неприкосновенном виде.

А последним, кто жил в покоях императрицы, Марии Александровны был афганский падишах Аманулла-хан. Он обитал здесь несколько дней 1928 года.

Альберт АСПИДОВ На иллюстрациях: иммератрица мария Александровна; Зеленая столовая (с акварели Л. Премацук, 1852).


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]