[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 48(2438), 17 марта 2001
|
Трудно Нимфе держать шар земной
Реставрация скульптурного ансамбля перед аркой Адмиралтейства началась прошлым летом. Стоящих на высоком мраморном постаменте огромных морских нимф, поддерживающих небесную сферу, скрыли от нас стены строительного "тепляка".
В 1812 году скульптором Ф. Щедриным по рисункам архитектора А. Захарова была исполнена рабочая модель в 1/5 величины группы "Морские нимфы", по которой из пудожского известняка были вырублены восьмиметровые фигуры. Резчики применили оригинальный прием обработки и сборки отдельных блоков группы, придавший ей большую устойчивость. Сборка проходила при участии Щедрина, а окончательная отделка фигур проделана им собственноручно.
В отчете Академии художеств записано: "Профессором Щедриным поставлены в Адмиралтействе колоссальные две группы, представляющие "Морские нимфы, держащие небесный глобус".
До последнего времени созданный из пудожского камня ансамбль выглядел вполне благополучно по сравнению, например, со скульптурой из того же материала на здании Биржи или у Ростральных колонн до их реставрации. Даже у специалистов состояние памятника не вызывало тревоги. Разумеется, за ним пристально следили, замечая и фиксируя неизбежные возрастные изменения _ трещины на поверхности камня.
Так было до тех пор, пока одна из нимф не утратила руку, которая рухнула на асфальт в субботу ранним летним утром.
Реставрацией ансамбля занимаются специалисты разных музеев. Руководит группой Вячеслав Мозговой _ один из лучших реставраторов памятников из камня в нашем городе.
После расчистки от грязи и копоти выяснилась причина всех бед замечательной скульптуры. Статуи полностью покрыты цементом, причем не один раз. Цементные слои рассказывают о числе предыдущих реставраций, как кольца на срезе дерева о его возрасте. До недавнего времени у реставраторов не было средств против разрушения пудожского камня. Методику сохранения этого материала ученые разработали в последние годы.
Вот почему, кстати, в свое время скульптуру на крыше Зимнего дворца повторили в металле. По той же причине реставраторам приходилось использовать любимый материал советского времени, применяемый универсально _ от лечения зубов до строительных нужд. Спору нет, он цементировал поверхность скульптуры, но в то же время искажал ее художественный облик и разрушал изнутри. Под слоем цемента лишенный возможности "дышать" камень болел и осыпался.
Особенно серьезно пострадала правая часть ансамбля. В левой его половине полый, огромный земной шар изнутри скреплен металлическим каркасом и скобами. Вторая сфера не укреплена таким способом. Центр тяжести конструкции нарушен, шар "двинулся". Теперь несчастная нимфа под ним, та самая, что потеряла руку, испытывает нагрузку гораздо большую, чем ей было положено при рождении. Лицо морской красавицы покрылось трещинами и словно исказилось от боли.
Реставраторам предстоит работа трудоемкая и кропотливая _ удалить весь цемент с поверхности скульптур. Пескоструем работать нельзя. Чужеродный материал прочнее пудожского известняка. Приходится двигаться осторожно, вручную сбивая цемент слой за слоем. Там, где это уже удалось сделать, в лучах солнца сияет золотистый камень. Постепенно из цементного плена освобождаются локоны нимф, пальцы рук...
Реставраторы восстановят утраты на теле скульптур, их поверхность покроют известковым "молоком" и защитят особой пленкой. Правда, все это произойдет не раньше, чем в следующем году.
Людмила ЛЕУССКАЯ ФОТО Александра ДРОЗДОВА