[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 50(2440), 21 марта 2001
|
Музыка от "ре" до "си"
В Доме журналистов состоялась презентация книги "Силуэты музыкального Петербурга"
Изданий подобного толка сейчас почти не встретишь на прилавках магазинов. И не потому, что они не нужны, просто слишком трудоемки, а цену на них поднимать грех, поскольку рассчитаны эти книжки на небогатого читателя. На титульном листе, под заглавием, стоит: "Путеводитель по музыкальным театрам, музеям, концертным залам прошлого и настоящего". Но путеводитель это необычный. Прежде чем создать его, музыковед Лариса Белякаева-Казанская сама перевоплотилась в экскурсовода, прошла по Петербургу нехожеными тропами, не довольствуясь известными фактами, но и открывая забытое...
Потребность в подобном издании обнаружилась сравнительно недавно.
Еще лет десять назад выбор у меломана был не так уж велик: концертные залы мы знали наперечет. Капелла, Филармония, несколько мемориальных квартир... А теперь городская афиша с трудом вмещает все адреса.
Бывая на концерте в каком-нибудь старинном особняке или дворце, постоянно слышишь, как публика, оглядывая роскошный зал, интересуется: "А что тут раньше было?". И вопросы чаще всего связаны не с недавним прошлым, когда подобные апартаменты занимали государственные и партийные учреждения, а с более глубокой историей. Словно услышав эти голоса, автор книги детально знакомит читателей со всей музыкальной панорамой города. Начиная с придворного певческого хора, привезенного Петром I из Москвы в новую столицу, и кончая совсем уже свежими адресами, такими, скажем, как Филармония джазовой музыки.
Этим-то и привлекает повествование: история не отделена от современности, каждое явление культуры прорисовано во всех проекциях. Если речь идет, скажем, о Фонтанном доме, то мы узнаем о том, как первые Шереметевы обзавелись собственным оперным театром, оркестром, хором, открыв для обучения крепостных актеров театральную школу. При этом из небытия выплывают множество имен и фактов, тогда как обычно на поверхности лишь история с Парашей Жемчуговой. Читатель знакомится и с тем, что сегодня связывает Шереметевский дворец, а также наследников знатного рода с музыкальной культурой...
В книге рассказывается о вертикалях и горизонталях музыкального Петербурга. Автор представляет не только адреса, фамилии, но и жанры.
Хоровая музыка и органная, балалайка и опера, салонное музицирование и увеселения в садах и пригородах... "Могучая кучка" и "Беляевские пятницы", Народный дом и Театр "Буфф", Консерватория и Дом композиторов...
Каждый адрес оживает благодаря ярким подробностям, архивным свидетельствам, переписке и беседам с действующими лицами нашей музыкальной истории, которая имеет начало, но далеко не исчерпана.
Как еще можно узнать, что традиция воскресных полуденных концертов, зародившаяся в Адмиралтействе при Петре I, сегодня продолжается органистом Юрием Семеновым в Меншиковском дворце?
Кто расскажет о буднях Дома композиторов, где не только заседают творческие секции, но и проходят фестивали, конкурсы, бесплатные концерты, где для школьников работает клуб "В нотном стане"?..
Кто вспомнит о традиции летнего музицирования в курортной зоне _ Сестрорецке и Павловске, Озерках и Куоккале, где не только исполняют, но и сочиняют произведения, что после становятся классикой?..
Так что, перелистав этот томик, выпущенный "Лениздатом" в серии "Петербургская коллекция", понимаешь, что он не застоится на полке, он будет постоянным спутником каждого меломана, да и всех, кто не равнодушен к истории своего города. Лариса Белякаева-Казанская скромно назвала книгу "Силуэты музыкального Петербурга", но на самом деле дала читателям объемную картину, которую можно изучать и которой можно любоваться.
Елена АЛЕКСЕЕВА