[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 51(2441), 22 марта 2001
|
Экспертиза для дырявого зонтика
Сейчас мы уже забыли слово "дефицит". Однако сегодня наряду с богатством выбора товаров возникла другая проблема: как научиться отличать качественную вещь от никудышней? Ведь случается, что даже вполне респектабельные на вид изделия преподносят нам неприятные сюрпризы. А поиски правды в магазине не всегда дают желаемый результат.
И тут уж ничего не остается, как прибегнуть к помощи третьей стороны, которая внесет ясность в спор, определит кто виноват, и подскажет, что делать. Специалисты, работающие в экспертных организациях, знают множество секретов, с помощью которых можно разоблачить халтуру или подделку. Показать, как это происходит на практике, согласились в Бюро товарных экспертиз, которому, кстати, в этом году исполняется 65 лет.
Сюда несут и простенькие зонтики с кошельками, и шикарные шубы с золотыми браслетами. На машинах привозят напичканные электроникой СВЧпечи, в авоськах приносят дешевенькие утюги... Кому-то суп жидок, а кому-то жемчуг мелок, но как те, так и другие ищут здесь своей, потребительской, правды.
Бюро состоит всего из нескольких комнат, где ведут прием эксперты. В тесном коридоре _ очереди жаждущих справедливости покупателей.
Вот среди них женщина с дочерью, купившие на рынке кожаное пальто, которое не выдержало даже одного дождя. Рядом молодой мужчина, в его руках _ вешалка с дорогим, но испорченным костюмом. А вот девушка с фирменными коричневыми джинсами, на которых вдруг там и сям проступили зеленые полосы и пятна. Что за "чудо"?
Вместе с девушкой входим в комнату, где ведет прием эксперт Елена Павлова. Осмотрев пятнистые джинсы, она делает заключение: произошел так называемый срыв красителя, состоящего из двух цветов _ красного и зеленого. Краситель оказался неустойчивым к трению, а это является скрытым производственным дефектом. Теперь покупательница может требовать в магазине возврата денег за товар, а в случае отказа _ подать в суд, приложив к исковому заявлению заключение эксперта.
...А вот откуда-то доносится запах жареного мяса. Оказывается, идет проверка аэрогриля. Куплен этот прибор не с рук, а в магазине, стоит больше трех с половиной тысяч рублей. При экспертизе присутствует и продавец некачественного товара.
Итак, свиная отбивная весом 200 граммов согласно "Инструкции пользователя и рецептуре", должна быть готова через 10 минут при средней скорости обдува и температуре 350 градусов. Увы, этим рекламным обещаниям не суждено осуществиться. Мясо внутри осталось сырым. Эксперт Любовь Шеленко делает вывод: аэрогриль не соответствует рекламным характеристикам и предполагаемым потребностям покупателя. Следовательно, продавец обязан либо обменять товар, либо вернуть за него деньги.
Впрочем, если бы покупательница была поразборчивее, она могла бы еще при покупке присмотреться к аэрогрилю. И тогда бы увидела, что коробка не снабжена соответствующей маркировкой, не указаны номер прибора, фирма-изготовитель и даже страна, где товар произведен. А инструкция к аэрогрилю хоть и написана на русском языке, но в ней использованы единицы мер и весов, не принятые в нашей стране, _ фунты и дюймы.
Некорректно составлена и рецептура, допускающая разночтения времени приготовления продуктов.
Приносят на суд экспертов и золотые ювелирные изделия. На приеме у Татьяны Новиковой _ дама, купившая массивный золотой браслет. Дама показывает на вдавленную стенку дорогого украшения. Говорит, продавцы не предупредили ее, что браслет полый. Однако результат экспертизы оказался не в ее пользу: ведь при покупке любого ювелирного изделия дается памятка, призывающая владельца к аккуратности.
Чтобы оценить качество мебели, газовой плиты или стиральной машины, специалисты едут на дом к своим клиентам. Вот, к примеру, купила бабуля в складчину с детьми и внуками импортную стиральную машину _ давнюю мечту. Да только агрегат оказался с норовом. Через бункер для засыпания порошка стал фыркать горячим паром _ стоять рядом опасно. В магазине же, узнав об этом, посоветовали... стирать белье при щадящей температуре, чтобы не обжечься.
Эксперт Ольга Бекетова проверила работу стиральной машины при всех температурных режимах и сделала заключение о наличии в ней существенного недостатка, который к тому же представляет угрозу для здоровья потребителя. И магазину ничего не осталось, как обменять машину на другую, исправную.
Вообще, по наблюдениям работников различных организаций, занимающихся защитой прав потребителей, в городе сложилась "интересная" система взаимоотношений в треугольнике "продавец _ гарантийная мастерская _ покупатель". Магазин имеет договорные отношения с "гарантийкой". Именно туда бежит обладатель некачественного товара. Хорошо, если дефект можно устранить. А если нет?
Тогда мастер должен написать соответствующее заключение, а магазин после этого _ заменить товар либо вернуть деньги. Однако мастера таких заключений, как правило, не дают. Почему? Напрашивается вывод, что из-за соответствующей, устной, договоренности с магазином.
Между тем многих неприятностей можно было бы избежать еще при покупке. Допустим, к вам пришел мастер, чтобы установить новую стиральную машину. Тут же устройте испытательную постирушку, проверьте все температурные и прочие режимы.
Мастер, скорее всего, будет возмущаться и требовать сразу подписать документ о подключении машины. Дескать, остальное его не касается. Однако не торопитесь ставить подпись, пока не убедитесь в работоспособности агрегата. Ведь, случись что-нибудь серьезное, и работники магазина не раз скажут: "Вы приняли товар и не имели претензий". Доказать обратное будет трудно. Впрочем, это как раз тот случай, когда понадобится помощь эксперта.
Ольга ЛОСКУТОВА