[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 02(1427), 6 января 1997
SPb Ved gerb

Прыжок до самых туч "Иванушки International" крупным планом Как-то стремительно и неожиданно они ворвались в нашу повседневную жизнь. Сперва с экранов ТВ и из радиоэфира. Затем _ концерты в клубах и больших залах. И в каждой дискотеке и почти из каждого открытого окна этой очень теплой осенью доносились такие уже знакомые аккорды и слова "...Да и на небе тучи. Тучи. Тучи..." В них влюбились сразу. Влюбились в клип, талантливо снятый петербургским режиссером Олегом Гусевым, влюбились в песню "Тучи", влюбились в самих Кирилла Андреева, брутального брюнета с глянцевой журнальной обложки, Андрея Григорьева, веснушчатого рыжего хулигана, и Игоря Сорина, миниатюрного, задумчивого философа. А все вместе они те самые "Иванушки International", группа, всего лишь за месяц раскрутки ставшая гастролерами номер один в России (35 концертов в месяц), резко потеснившая в хит-парадах многих маститых и именитых звезд отечественной эстрады. В ноябре с концертами в Петербург "Иванушки" приезжали дважды. И дважды им был оказан потрясающий прием: зал ревел, зал рыдал, зал плясал и зал пел. Причем пел не только "Тучи" и "Вселенную", но и все другие песни из альбома "Конечно, он", которые в эфире звучат не так уж часто. Феномен? Настоящий феномен! Об "Иванушках" можно смело сказать: "Это группа, которую все ждали". Иначе чем объяснить такой успех? Но откуда, откуда они такие появились?.. Каждое время ждет своего героя, и если "Ласковый май" ждали изведенные официозом подростки, если во времена царствования на сцене Эдиты Пьехи от героя должен был исходить аромат манящей красотами жизни Запада, то сейчас душа истосковалась по нашим, по родным: по Илье Муромцу, по удали российской, по косой сажени в плечах, по кудрям русым. По таким парням, которые, чтобы, образно говоря, и сапожки, и кафтан не забывали, да в то же время чтобы в стилях разных толк знали, и с модами разными знакомы были, и в мировой музыкальной культуре как в своей тарелке... И когда томление это по всей шири российской прошло, тут-то и появился Игорь Матвиенко, композитор и продюсер, со своим новым поектом. Он написал музыку для "Туч" и продюсирует кроме "Иванушек" группу "Любэ", что может с первого взгляда показаться странным, но если подумать о том, что Игорь не только композитор, а и человек, хорошо знающий законы шоу-бизнеса, тогда ничего странного в этом нет. Постановка танца, костюмы, прически _ все это выбор "Иванушек" с помощью Матвиенко. Вкус у продюсера разнообразный, поскольку невозможно сравнивать его проекты, скажем, группу "Любэ" и "Иванушек". Но ведь что-то должно быть общее? А это общее _ просчитывание массового успеха. И "Иванушки" убеждены, что успех можно просчитать. В России всегда была популярна шоу-группа, состоящая исключительно из молодых людей. Какой она должна быть сейчас, когда пространство освобождается, поскольку возраст поклонников и популярных исполнителей стремительно увеличивается? Новая группа должна, во-первых, четко понимать то, что происходит в европейской танцевальной музыке, поскольку молодые люди в России увлечены сейчас "техно" и "МТV". Знакомство это определенно чувствуется в клипе "Тучи", и здесь очевидна заслуга Олега Гусева. "Лучше для "Иванушек" придумать было невозможно, _ говорит Андрей, _ а хуже не должно было быть". Во-вторых, нужна поддержка шоу-бизнеса. И она есть _ Игорь Матвиенко. К нему наш первый вопрос. _ Скажите, Игорь, что же это за кич такой в названии "Иванушки International"? _ Это уже не кич. Это дух сегодняшнего времени. Киоск называется шопом. Коробейники _ дилерами. А мы вот все _ "Иванушки International". Это просто ирония. А потом, знаете, у Иванушки из русских сказок ведь все получается. Ему везет, и хоть он и дурачок, но на самом деле оказывается всегда умным. _ Ваш коллектив сравнивают сейчас с "На-На". Причем сравнения эти в вашу пользу. _ Да вы посмотрите на "Иванушек"! Все красавцы. Какое "На-На"? О чем вы? И потом мы работаем по-другому. У нас другие творческие задачи. _ Меня удивляет ваша некоторая претенциозность. Вы всем своим видом показываете, что "Иванушки" _ явление в отечественной эстраде совершенно новое. Претендуете даже на некоторую элитарность. Между тем ваши песни, во всяком случае такие, как "Малина", "Подсолнухи", "Колечко" и другие являются продуктом махрового отечественного эстрадного маскульта. Разве не так? _ Так. Вы правы в том, что многие наши песни сделаны в типичной манере советской эстрады. "Иванушки" поют привычный родной шлягер, но на качественно новом уровне. Мы используем последние достижения компьютерной музыки, которыми сейчас пользуется музыкальная индустрия Запада. Другое дело, что славянская душа требует особой мелодичности, требует некоторого страдания, что-ли. И мы пытаемся совместить понятие российской эстрадной песни и достижения современной музыкальной индустрии. Судя по успеху, который нас всюду сопровождает, нам это удается. _ Сколько лет отпущено такому проекту, как ваш? _ Может быть, Иванушки станут Иван Иванычами, может, нет. Сложно сказать. В большинстве случаев группы распадаются не в связи с потерей интереса к ним, а из-за каких-то внутренних неувязок. Но тем не менее мне как продюсеру легче работать с группой. Открою маленький секрет. Я не случайно работаю с группами. Солисты часто оказываются неблагодарными. Их растишь, раскручиваешь, вкладываешь в них душу, а они, достигнув определенного уровня, предают тебя. Примеров много. С группой проще. Солисты могут уходить, но группа остается, остается марка. Вряд ли кто-то придет на сольный концерт Кирилла, а на "И. I." валом валят. _ Вы диктатор в группе? _ Наверное, на этот вопрос лучше ответят ребята. Андрей Григорьев: Конечно, Игорь Матвиенко наш вождь. Мы молодые, у нас ветер в головах. Игорь нас муштрует. _ То есть приходит и всех вас строит? _ Андрей: _ Нет, он не приходит, он приезжает. А в общем-то мы живем душа в душу. Ведь полный диктат в творчестве не может привести к хорошим результатам. На самом деле мы работаем почти на равных. _ И под фонограмму? Игорь Матвиенко: _ Да, мы работаем под "фанеру". И я с большим удовольствием смотрю фонограммные концерты. Ведь процесс создания фонограмм _ процесс творческий. Фонограмма _ не просто кусочек ленты. В запись вкладывается много сил, здоровья, эмоций. А у нас, к сожалению, "живьем" работать сложно. Уровень аппаратуры не позволяет работать даже "под минус" (музыкальная фонограмма и живой голос). Многие на эстраде любят говорить, что они работают "живьем". Врут! Даже "под минус" работают считанные единицы. _ Вы употребляете наркотики? _ Нет (хором). Игорь Сорин: _ Героин открывает человеку очень много секретов, но забирает у человека жизнь. Я говорю "нет" наркотикам. Самый сильный наркотик для меня _ это любовь. Я открыл для себя это недавно. _ Вы сами уже ощутили себя звездами? Андрей: _ Я пока просто не врубаюсь, что со мной происходит. Я не понимаю и не отождествляю эту популярность с собой. Я что, спел все песни, написал их? Придумал группу? Нет. Я самокритично отношусь к своей работе. И весь ажиотаж, который возник вокруг "Иванушек", он рядом со мной, но не во мне. "Крыша" у меня не съезжает. Игорь: _ Пока мы только укрепляемся в правильности выбранного пути. Хотя, конечно, мы кайфуем, что говорить... Владимир КУЗНЕЦОВ Фото Славы ГУРЕЦКОГО


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]