[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 166(1591), 29 августа 1997
SPb Ved gerb

Алло, полиция! Украли мой автомобиль!
Подобное драматическое заявление в Америке приходится делать каждому четыртому автовладельцу Я и сам стал жертвой автоугонщиков несколько лет назад, в Чикаго.

Всего два дня любовался из окна квартиры только что купленным и припаркованным на улице стареньким, но все еще симпатичным "Бьюиком". На третий день его "увели" у меня из-под носа в дневное время.

Мне пришлось набрать номер "911", по которому в случае ЧП звонит вся Америка, и сказать это самое "Алло, полиция!.." И тогда-то к моему американскому опыту прибавилось знание того, что полиция, естественно, выслушивает вопли пострадавших, добросовестно пишет рапорт о случившемся, но не более того. Ваш украденный автомобиль никто, кроме вас, самих... искать не будет. Другое дело, если полицейский патруль, который "утюжит" на своих "Фордах" улицы больших городов, случайно наткнется на брошенную где-то ворами машину _ в таком случае вам, конечно, сообщат о находке. У 600 тысяч полицейских в стране нет таких людских резервов и средств, чтобы заниматься специальными розысками. У них и так забот хватает. Дай бог найти всех похищенных или куда-то пропавших людей, всех убитых или убийц, проворных "солдат" рассеянной по всей стране "армии" наркодельцов или скрывающихся от правосудия маньяков. Не до автомобилей.

Это меня не удивляет. Поразил меня в Америке сам факт, что здесь чуть зазеваешься _ и украдут машину. Америка _ автомобильная империя, здесь количество машин превышает количество жителей, ни "голода" на них, ни дефицита, и _ на тебе... Я до сих пор продолжаю удивляться этому распространенному автоугонному феномену.

Почему же крадут автомобили? И кто крадет? Общая версия полицейских такова: ищущие приключений подростки, особенно в состоянии подпития или одуревшие от наркотиков, идут на это из хулиганства. Из чувства куража, особенно если на них выжидающе смотрят их сверстницы и "соратницы" по похождениям. Как ни странно, в данном случае можете считать, что вам повезло. Накатавшись и покуролесив, выйдя из нарко-алкогольного дурмана, похитители бросают ваш автомобиль где-то, иногда всего в нескольких кварталах от вашего дома.

Хуже _ это чаще всего случается с новыми машинами _ если она попала в руки опытных дельцов, делающих бизнес на этих кражах. Они знают пути перепродажи машин в далеких точках, также могут пустить их на подпольный рынок в виде новеньких запчастей, с которых удалены заводские номера. В этих случаях надежды почти нет, ваша машина пропала. "Мы никогда не знаем точного "адреса", куда угоняют украденные автомобили", _ говорит капитан полиции Лос-Анджелеса Дэйв Стафлик.

Американцы в таких случаях говорят: "God knows..." ("один Бог знает..."). Зато полиции известно, какие именно марки автомобилей являются излюбленными объектами кражи. Причем и в этой криминальной области мода непостоянна. Так, в Калифорнии на протяжении 1978 _ 1986 годов чаще всего крали "Оулдсмобиль Катлас", в период 1988 _ 1992 гг. модным стало угонять "Хонду Аккорд", а одно время, с 1984 по 1989 год, воры больше зарились на "Тойоту Короллу". Здесь можно отметить, что японские машины и по частоте краж дают фору американским маркам. В последнее время, пишет "Сан-Диего Юниэн Трибюн", в зоне риска находится американская марка "Ford Explorer". Если к тому же эта машина не старше 18 месяцев, предупреждает газета, то не спускайте с нее глаз.

Да, но ведь есть же всякие хитроумные противоугонные приспособления, скажет любой из нас. Увы, они _ не гарантия безопасности вашей машины. Эти световые, сигнальные, душераздирающе воющие, оглушающие свистом Соловья-разбойника и прочие системы постоянно усложняются, стоят все больших денег, но от воровства в целом не спасают. Например, приспособление "LoJack": стоит оно "всего" 600 долларов, действует "тихой сапой", т. е. отключает ("убивает" _ сообщает реклама) систему зажигания при попытке завести машину без ключа, и оно же срабатывает как радиопередатчик, посылающий полиции сигналы о своем местонахождении. Система тщательно спрятана в недрах машины, и все же ее находят, "выкорчевывают". Традиционное реле за 200 долларов, включающее при опасности свет фар и клаксон автомобиля, столь часто срабатывает неизвестно от чего, что на этот сигнал тревоги уже и внимания не обращают.

Полиция по телевидению и в печати вовсю пропагандирует так называемый "Club" _ брус из высокопрочной стали, одеваемый хомутиком на рулевое колесо и не дающий возможности поворачивать его влево-вправо.

Это помогает, если и сами вы проявляете бдительность. Ленивые водители, говорит капитан Стафлик, заходят в магазин "на минутку", беспечно бросив "Club" на сиденье. Ну что может произойти за минутку? За это короткое мгновение происходит угон автомобиля. Если же у вора достаточно времени, он может и перепилить брус, особенно если ваше приспособление из дешевых. Полиция уже сообщала о таких случаях. С настойчивостью заботливого и ворчливого дядюшки она постоянно советует автомобилистам использовать не одну, а одновременно несколько противоугонных систем, их комбинацию, чтобы свести на нет усилия воров.

Последний писк моды и изощренных технических достижений на поприще защиты собственности автомобилиста _ внедрение в машину малюсеньких компьютерных "чипов", которые связаны со "спутниковой следящей системой". Эта система выслеживает автомобиль, даже если он спрятан в джунглях Центральной Африки или где-либо в тундре, на Крайнем Севере.

Звучит эффектно, а как работает на деле _ судить пока рано.

На рынок поступило еще одно, более доступное уму рядового населения новшество. У вас в руках пейджер, то есть электронное устройство, заставляющее механизмы выполнять вашу команду на расстоянии. Вор в хорошем настроении катит на вашей машине по скоростной дороге "free way", может, поет песенки... О'кей, вы набираете цифровой код на вашем пейджере, и ваш автомобиль на всем скаку вдруг останавливается как вкопанный. Мотор "умер" по вашей команде. Незадачливый вор в обалдении и с шишками на лбу, но захотите ли вы оказаться на месте ни в чем не повинного и ничего такого не ожидающего водителя, который мчится на высокой скорости, и вдруг перед ним катастрофически внезапно останавливается машина... Немедленно создается аварийная ситуация, последствия могут быть самыми плачевными.

Видит бог, ничто не совершенно в этом мире, особенно противоугонные средства для автомобилей.

В одной Калифорнии (кстати, "золотой штат" для автоворов) в 1996 году было украдено машин на общую сумму 1,2 млрд долларов. Близость Мексики весьма стимулирует автокражи, там бездонный рынок для реализации краденого. Вот что еще говорит статистика краж в штате Калифорния: в 1996 году здесь украли 235.282 автомобиля, т. е. в среднем по 645 машин в день, в 1995 году и того хуже _ было украдено 272.898 автомобилей. Таким образом, только за два года машину украли у более 500.000 калифорнийцев. Только за 2 года. Впечатляет? Значит, более полумиллиона людей срочно набирали номер "911", чтобы сообщить: "Алло, полиция! У меня украли..."

Как ни странно, примерно 88% украденных автомобилей так или иначе находятся. Это "хорошая новость", как говорят американцы. "Плохая новость" состоит в том, что из этого числа более 50% машин оказываются "раскулаченными", сожженными, разбитыми.

Мой "Бьюик" тоже отыскался, где-то на третий или четвертый день после угона. Как и предсказывали бывалые люди, он был брошен неподалеку, в 5 _ 6 кварталах от места, где я жил. Но мой случай, увы, был из разряда "плохих новостей". Не сумев вытащить приемник с магнитофоном и, вероятно, разозлясь на машину, компания подвыпивших подонков-юнцов (никого не поймали, но почерк знакомый) курила в салоне и прожигала сиденья сигаретами, лупила каблуками по приборам, прошлась молотком по фарам и наружным частям автомобиля... После такой "обработки" он годился только на свалку.

Вот и говорите после этого, что сытые не агрессивны...

Илья ВАРТАНОВ,наш собкор Лос-Анджелес


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]