[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 166(1591), 29 августа 1997
|
![]() |
Хуже монополии только ее отсутствие
За недавним увольнением главы "Росвооружения" Александра Котелкина лишний раз просматривается пока, судя по всему, неразрешимый для нашего государства вопрос: что лучше _ государственная монополия или свободный рынок?
Государственная компания "Росвооружение" _ эксклюзивный продавец российской военной техники за рубеж, добилась в нынешнем году впечатляющих успехов. Незадолго до отставки Котелкин заявлял, что в этом году может быть продано оружия на 10 миллиардов долларов. Таким образом, мы практически догоним США (их объем _ 11 миллиардов). А если учесть, что американцы "толкают" свое оружие как условие расширения НАТО, то есть не столько продают его, сколько навязывают _ наши успехи будут еще более впечатляющими.
Но в то же время директора оборонных предприятий плачут, _ пишет "Коммерсант-дейли", что "Росвооружение" берет с них слишком большие комиссионные (до 20 процентов). С учетом различных налоговых вычетов предприятия, производящие лучшую в мире боевую технику, получают копейки и не могут даже выплатить зарплату своим рабочим. Кроме того, отмечают информ-агентства, организацию, через которую проходят такие огромные деньги, подозревают и, возможно, не без оснований, в том, что не все получаемые средства она использует по назначению, что под предлогом секретности на неизвестные нужды расходуются сотни миллионов долларов, что на этих деньгах делают бизнес "дружественные" банки. Таким образом, делается очередной вывод, "Росвооружение" работает плохо и вообще как монополия, является злом. На его основании правительство и президент начинают рассматривать возможность дать каждому производителю вооружения право самостоятельно торговать своей продукцией на внешнем рынке.
Но на очередном витке рассуждений государственные мужи начинают сами себе резонно возражать. Оборонные предприятия не имеют опыта внешней торговли, не имеют связей и методики продаж столь деликатного товара, как оружие. Ведь здесь нужно учитывать политические особенности любой страны и региона, особенности их чиновников и генералов, нужно иметь хорошие личные связи, умение делать подарки, дипломатический такт. Свободно выпустить на внешний рынок всю оборонку, значит, устроить там хаос, вынудить наши предприятия конкурировать не с зарубежными фирмами, а друг с другом, сбить цены, перессориться с половиной стран мира. Накладные расходы будут еще выше, а общая выручка упадет.
Эти рассуждения вновь подводят нас к тому, что монополия все же нужна. В подобных противоречиях руководство страны, судя по всему, совершенно запуталось. Но мало чисто экономических проблем _ на них наслаиваются политические, финансовые и личные. Котелкина считали протеже Коржакова. После скандальной отставки главного телохранителя Котелкин перебежал в лагерь Черномырдина, найдя в его лице покровителя. Однако имеющий большое влияние на президента Анатолий Чубайс стремится всюду расставить своих людей, переключая на себя все наиболее денежные вопросы. К увольнению Котелкина он имел непосредственное отношение. А для президента, по мнению "Файнэшнл таймс", едва ли не главным было то, что Коржаков в своих мемуарах неплохо о Котелкине отзывается.
Что касается финансов, то назначение нового главы "Росвооружения"
_ бывшего председателя правления "МАПО банка" Евгения Ананьева дает ответ, кому это выгодно.
Когда наше государство, точнее его руководители, сами не могут понять, чего же они хотят, выход находится в кадровых перестановках. Котелкина поменяли на Ананьева. Президент осторожно пообещал некоторым оборонным предприятиям возможность прямого выхода на рынок. Остальные меры свелись к заклинаниям вроде "гласности, контроля общественности и парламента". Наши американские конкуренты были бы, конечно, весьма рады "контролю общественности" над планами и процессом продажи вооружений.
В чем же истинная проблема, если очистить ее от конъюнктурных наслоений? Государство хочет, но не умеет контролировать монополии. Объективно во многих сферах монополии нужны, экономически они более эффективны, чем разрозненные предприятия. Одна из таких сфер _ как раз продажа оружия. Но при нашей финансовой системе и политической групповщине руководство монополий в самом деле имеет возможности для злоупотреблений. Обвинять в этом нужно не монополии и не отдельных руководителей, а систему, когда, несмотря на внешнюю жесткость налоговых и прочих финансовых органов, руководитель, имеющий покровителей в правительстве или, что еще лучше, в окружении президента, может распоряжаться огромными суммами к своей выгоде. Наиболее эффективной формой контроля за честностью госслужащих должны были стать (как и во всем мире) личные декларации о доходах. Но после публикации такой декларации Борисом Березовским, когда этот бизнесмен мирового уровня указал свой совокупный доход на уровне 200 миллионов рублей в год, декларации превратились в фикцию. Контроля по-прежнему нет. И не исключено, что завтра в адрес Ананьева будут звучать те же обвинения, что сегодня в адрес Котелкина.
По материалам прессы обзор подготовилВ. ВЛАДИМИРОВ