[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 23(1697), 6 февраля 1998
|
![]() |
"Редкая книга из Санкт-Петербурга" рождается в подвальчике на Миллионной Как причудливы формы старинного печатного станка, массивного позолотного пресса и станка литографского... Одна стена в помещении с пола до потолка заставлена ящичками касс со шрифтами на русском, латинском, греческом языках...
Наверное, так или примерно так выглядела типография в XVII или в XVIII веках. Однако в подвальчике на Миллионной, 32, не музей, а действующее с 1991 года издательство "Редкая книга из Санкт-Петербурга".
Тираж выпускаемых здесь книг не превышает 25 экземпляров. Но есть книги, выходящие тиражом 9, 7, 3 и даже в одном экземпляре.
Директору издательства П. Г. Суспицыну удалось собрать не только старинное оборудование, но и коллектив уникальных специалистов. Все тексты набираются вручную. Переплеты книг выполняются из керамики, мрамора, металла, дерева, кожи. Наборщики Г. Д. Буйнова и Д.ЪМ. Гавриш, когда работали в типографии "Правды", еще застали ручной набор. Переплетчиков-реставраторов К. Л. Светлова и А. В. Дегтева Суспицын нашел через библиотеку Академии наук. На ручном печатном станке работает печатник Сергей Яшин. Незаменимый человек в типографии кандидат технических наук В.ЪМ. Давыдов, под строгим оком которого находится все оборудование. С издательством сотрудничают известные художники: Андрей Пахомов, Сергей Швембергер, Павел Татарников, Михаил Копылков, Юрий Люкшин и Валерий Мишин.
За несколько лет здесь создан цикл произведений древнегреческой классики, издано несколько философских книг, вышли сонеты Шекспира на английском языке.
_ Мы поставили перед собой задачу _ возрождение традиций книжного искусства, _ говорит Петр Геннадьевич Суспицын. _ Конечно, наша продукция не предназначена для широкого потребителя. Эти книги должны храниться в музеях, библиотеках, коллекциях библиофилов. Хотелось, чтобы они попали в хорошие руки, к людям, прежде всего образованным.
В 1994 году с работами "Редкой книги из Санкт-Петербурга" познакомился М. Б. Пиотровский. Был приятно удивлен и сразу предложил готовить выставку для Эрмитажа. Экспозицию из 16 книг планируется открыть в нынешнем году.
Хотя себестоимость каждой книги, а это настоящие произведения искусства, высока, издательство оказалось предприятием неприбыльным.
_ В наше время, _ говорит Петр Геннадьевич, _ понятно, надо бы ориентироваться на рынок. Но пока были деньги, я просто делал книги такими, какими их хотел видеть, не особенно заботясь, будут ли они проданы. Все эти годы мы продержались без посторонней помощи. Но теперь, честно говоря, боюсь загадывать, как все дальше сложится.
Нашему герою 33 года. Его мать _ учитель физики, отец был фицером. В общем никакой художественной родословной не просматривается.
Петр увлекался искусством, рисовал, но после школы закончил Макаровское училище. Правда, в связи с перестройкой романтика морской службы померкла и по специальности он работать не пошел. Собирался поступать в Академию художеств, но жизнь распорядилась иначе. По примеру многих молодых людей окунулся в предпринимательство. И преуспел. Возглавил фирму, которая быстро набирала обороты.
_ Но мне этого было мало, _ вспоминает Петр Геннадьевич, _ не покидала мысль связать свою жизнь с искусством. Знакомый художник сделал альбом своих рисунков в кожаном переплете. Этот альбом и натолкнул на мысль: а что, если издавать уникальные книги, альбомы художников.
Сегодня он гордится своим коллективом, мечтает организовать для художников литографскую и офортную мастерские. Он готов перерегистрировать частное предприятие в любую другую форму собственности, лишь бы налаженное с таким трудом производство не развалилось. Надежда на финансовую поддержку появилась с открытием регионального благотворительного фонда "Книжный Петербург", который взял на себя функции связующего звена между издателями, предпринимателями и почитателями искусства.
Но как бы ни сложилась дальше судьба "Редкой книги из Санкт-Петербурга", что сделано, то уже останется потомкам. Работы издательства приобрели Баварская национальная библиотека, Нью-Йоркская публичная библиотека и Британский музей. Несколько книг Суспицын подарил Эрмитажу и Национальной российской библиотеке.
Эмма БЕЛЕНКОВАФото Дмитрия СОКОЛОВА