[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 23(1697), 6 февраля 1998
|
![]() |
Россия вновь имеет "дырявый" бюджет
Вот уже больше месяца в начавшемся 1998 году Россия прожила без утвержденного бюджета. В четверг, 5 февраля, Госдума приняла его в третьем чтении, впереди _ четвертое, последнее голосование, после чего один из важнейших законов страны должен пройти Совет Федерации и его подпишет президент. Произойдет это, видимо, лишь в конце февраля, и хотя руководители правительства очень опасались, что страна встретит Новый год без бюджета и предрекали всяческие беды, ничего ужасного не произошло.
Между тем все это время за бюджетные суммы шла, то затихая, то разгораясь, ожесточенная борьба. Шло перетаскивание кусочков небольшого бюджетного пирога от одного едока _ к другому.
Передо мной два испещренных цифрами документа. В одном отображена структура расходов проекта федерального бюджета, предложенного правительством. В другой _ то же самое после второго чтения в Госдуме с учетом решений Комитета по бюджету. Отличаются они по некоторым своим положениям весьма существенно. В минувшем году доходная часть бюджета была увеличена на 27,5 трлн "старых" рублей, и эту прибавку стали делить между различными расходными статьями, одновременно уменьшая те суммы, которые представлялись завышенными. Практически все первоначальные цифры расходов претерпели изменения (исключая разве что статью "национальная оборона") от нескольких процентов до нескольких десятков процентов.
Вся эта многомесячная, повторяющаяся из года в год работа по формированию бюджета вызывает восхищение. И только одно обстоятельство заставляет сомневаться в ее эффективности и в том, имеет ли она смысл вообще. Какие деньги делят правительство и депутаты, существуют ли они реально? Этот вопрос задал я недавно председателю подкомитета по бюджету, депутату Госдумы Оксане Дмитриевой. В ответ услышал много интересного. Что в запланированных доходах существует множество "дырок" _ суммы в несколько десятков триллионов рублей, появление которых в государственной казне никто не гарантирует. Что и значительная часть упомянутых дополнительных доходов в сумме 27 трлн рублей _ "дутые" деньги. Что очень часто споры между думскими фракциями и правительством по поводу тех или иных цифр являют собой лишь политическую игру и ничего более.
Конечно, о многом из перечисленного мы уже наслышаны. Торги вокруг бюджетных расходов то и дело упираются в доверие или недоверие правительству в целом, хотя речь идет о финансировании, скажем, культуры или науки. Возникали даже безысходные ситуации, когда вносились предложения полностью отказаться от финансирования сельского хозяйства, северного завоза и некоторых других государственных нужд. Нет, не потому, что на эти нужды не требуются средства, а потому, что деньги, выделенные сельскому хозяйству, по большей части разворовываются. Лучше, мол, вовсе не дать, чем пустить на ветер. Впрочем, эта точка зрения поддержки не получила, и бюджет-98 во многом напоминает бюджет-97 со всеми своими достоинствами и недостатками.
Главный недостаток заложен в нем изначально, как и во всей нынешней российской экономике. Он "дутый", в нем очень много "дыр", т. е.
не обеспеченных реальными деньгами позиций. Можно порадоваться, например, тому, что ближе всего журналистам: ассигнования на средства массовой информации увеличены по сравнению с первоначальным проектом более чем на 20 процентов. Но, заглянув в прошлогодний бюджет, обнаруживаешь: средств по этим расходам предусматривалось выделить на треть больше, а фактически дали почти вдвое меньше. И такая закономерность, как призрак постоянного секвестирования бюджета, существует практически по всем расходам.
Есть одна статья расходов, по которой первоначальные наметки перекрываются и, судя по всему, будут превышены в нынешнем году, _ обслуживание государственного долга. Это самая большая "дыра", в которую уже сейчас, как отмечалось в последних публикациях, улетают деньги с других статей, несмотря на все заботы правительства и депутатов. Слабость производства, финансовая неустойчивость делают эту "дыру" все больше. Так что призрак секвестирования в этой ситуации становится все реальнее, и когда бюджет будет окончательно подписан, как раз наступит день сокращения всех и всяческих расходов.
Ян СТРУГАЧ