[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 45(1719), 11 марта 1998
SPb Ved gerb

"Титаник" утонул? "Титаник" непотопляем!
Размеры и техническое совершенство этого гигантского океанского лайнера, спущенного на воду в 1912 году, его гибель вместе с пассажирами (более 1500 из 2200, находившихся на его борту) в первом же плавании потрясли воображение современников. В апреле, 15-го, будет 86-я годовщина этого крупнейшего в истории мореплавания кораблекрушения, но произошедшая трагедия воспринимается так же свежо, как если бы она произошла в прошлом месяце.

Да, и сегодня "Титаник" потрясает, но теперь уже и как коммерческий феномен. Одноименный фильм режиссера Джеймса Камерона стал самой кассовой лентой за всю историю кино, абсолютным коммерческим "чемпионом" всех времен _ сборы от него уже приблизились к миллиарду долларов!. До него рекордсменом был "Парк юрского периода" ("Jurassic Park") Стивена Спилберга, собравший 914 миллионов долларов, следом за ним шли "Инопланетянин" ("E. T.", или "The Extra Terrestrial") того же режиссера и "Звездные войны". Но вот существенный момент: фильму "Звездные войны" понадобился 21 год проката, чтобы получить в итоге максимальную прибыль, а "Титаник" такую же сумму дохода дал всего лишь за 67 дней.

Небывалые расходы на постановку фильма (200 миллионов долларов, самый дорогой фильм в истории Голливуда) с лихвой окупились. Мало того, тысячи и тысячи изделий, от костюмов и туфель до шляп и аксессуаров, использованных для съемок, будут успешно распроданы на различных аукционах. Ведь все, что связано с "Титаником", приносит баснословные доходы.

Если же на продажу выставляются исторические раритеты с утонувшего корабля, доходы и вовсе превосходят самые смелые ожидания. На недавнем аукционе "Кристи" в Нью-Йорке, подогретом успехом фильма "Титаник" и одноименным мюзиклом, идущим сейчас на Бродвее, вахтенный журнал судна был продан анонимному покупателю за 180.310 долларов. В записях этого журнала, между прочим, имеются не только ледовые предупреждения, полученные (и, увы, полностью проигнорированные) с других кораблей, но и та самая, роковая, запись: "Мы только что столкнулись с айсбергом...".

Все, что продавалось на этом аукционе под маркой "Титаник", поднималось до цены, в 15 раз превышающей ту, которая предполагалась.

Некто, следивший за ходом аукциона по телевизору, позвонил и приобрел за 123.500 долларов судовой рапорт с 34 радиосообщениями от "Титаника"

и к нему, переданными с находящихся в той же акватории судов "Олимпик", "Карпатия", "Калифорниэн" и других. Сборник телеграмм с поздравлениями в адрес хозяев "Титаника" и его экипажа перешел в частные руки за 46.000 долларов. За единственное сообщение с борта "Титаника"

перед самым его отправлением из английского порта Саутгемптон в первое плавание (в Нью-Йорк), оказавшееся и последним, 40-летний коллекционер Крэг Сопин из Филадельфии заплатил 8.100 долларов и был счастлив безмерно своим приобретением. Полуграмотное письмо в несколько строк, отправленное родственнику судовым стюардом за несколько недель до выхода "Титаника" в этот рейс навстречу смерти, было продано за 3700 долларов.

Этот аукцион "отшумел", но бизнес на "Титанике" продолжается вовсю. Частная компания RMC Titanic, Inc., применив невероятно сложную технику, сумела достать "ограниченное количество" угля с судна, которое лежит на дне океана, где глубина воды 4 километра и чудовищное давление 500 кг на квадратный сантиметр. Каждый день сверхглубоководных работ обходился предпринимателям в 100 тысяч долларов.

Событие привлекло внимание телевизионных каналов CNN, NBC, FOX, CBS и других масс-медиа. Компания объявила: "Позвонив по бесплатному телефону (800) 261-9922, каждый теперь может приобрести сувенир с легендарного "Титаника" всего за 25 долларов (4 доллара 95 центов за доставку). Сувенир представляет собой кусочек угля из котельной исторического корабля в "музейно-оформленной" прозрачной (из плексигласа) коробочке, на которой есть бронзовая табличка с надписью, поясняющей происхождение этого уголька. Даже прилагается сертификат, удостоверяющий подлинность предмета. "Спешите заказать!" _ призывает президент компании Джордж Таллач. Угля мало, на всех может и не хватить.

"Титаник" _ чудо технической мысли начала ХХ века, крупнейший пассажирский пароход своего времени, уже 86 лет лежит на дне Атлантического океана. Но он продолжает оставаться "на плаву" в памяти и будоражит воображение людей, которые живут сейчас. Похоже, что гибель "Титаника" как прообраз апокалипсиса, вселенской катастрофы, никогда не сотрется из памяти и последующих поколений. Бизнес, связанный с "Титаником", также продолжает приносить доходы. Сама картина о нем, пущенная в мировой прокат, является частью этого бизнеса. Джим Джианаполус, президент крупнейшей в Голливуде продюсерской компании "20th Century Fox International", которая финансировала съемки фильма, так и сказал "открытым" текстом: "Само собой разумеется, что мы вошли в этот бизнес, чтобы делать деньги". И в этом смысле тоже "Титаник" остается на плаву.

Илья ВАРТАНОВ,наш собкор Лос-Анджелес


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]