[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 233(1879), 6 ноября 1998
SPb Ved gerb

У всех на виду
Преемник Примакова Самым первым кадровым решением, которое принял Евгений Примаков почти сразу после своего утверждения в Госдуме, стало назначение на пост министра иностранных дел 53-летнего Игоря Иванова.

Не вступая в длительные переговоры ни с фракциями в Госдуме (а в парламентских кулуарах обсуждалась кандидатура известного "яблочника"

Владимира Лукина), ни с президентской администрацией, которая, по некоторым сведениям, хотела бы видеть в кресле главы МИДа Ивана Рыбкина, премьер однозначно остановил выбор на своем бывшем мидовском первом заместителе. Как говорится, торг здесь неуместен.

И хотя согласно нашей российской Конституции, внешней политикой страны руководит лично президент, а под указом о назначении нового министра стоит подпись Бориса Ельцина, все столичные аналитики сошлись в одном: МИД возглавил человек, который, формально подчиняясь главе государства, фактически будет находиться в подчинении премьера. А это, в свою очередь, говорит о том, что внешнеполитическая линия, заложенная нынешним главой кабинета, будет прочерчиваться и дальше, а сам он явно в ближайшее время сохранит повышенный контроль за иностранными делами, а также и за принципиальными решениями в этой сфере. Вполне возможно, что даже выходящими за рамки полномочий премьер-министра.

По большому счету, и молниеносность утверждения Игоря Иванова Борисом Ельциным, и безальтернативность при назначении ближайшего помощника Евгения Примакова на пост главы МИДа означало одно: между президентом и премьером началось реальное, но пока негласное перераспределение властных полномочий в пользу премьера, в том числе и в сфере внешней политики. Недавний визит Евгения Примакова вместо президента в Австрию и прием, там ему оказанный, _ еще одно тому наглядное подтверждение.

Игорь Иванов не новичок в международных делах. Начало его дипломатической карьеры не совсем традиционно для кадрового дипломата. В МИД он попал достаточно поздно _ в 28 лет. А до этого, будучи выпускником Московского иняза имени Мориса Тореза, специалистом по английскому и испанскому языкам, несколько лет работал в Институте мировой экономики и международных отношений Академии наук. Интересно, что именно в это время заместителем директора там был Евгений Примаков.

В 1973 году Иванов перешел на работу в аппарат Министерства внешнеэкономических связей и попал в торгпредство СССР в Испании на должность старшего инженера. Через два года он оказался в МИДе, но оставался работать в Испании, уже в советском посольстве. На родину Иванов вернулся в 1983 году в ранге советника-посланника. Это было высшей ступенью его карьеры при Андрее Громыко. Эдуард Шеварднадзе, став министром иностранных дел, сделал Иванова начальником общего секретариата и своим помощником. Эту ключевую аппаратную должность он занимал вплоть до конца 1991 года, когда уже новый министр иностранных дел России Андрей Козырев отправил Игоря Иванова в Мадрид послом.

Особо доверительных отношений между Козыревым и Ивановым никогда не было, но Козырев хорошо знал и ценил деловые, профессиональные и организаторские способности своего посла в Испании. В 1994 году он вызывает его из Мадрида и делает своим первым заместителем. Смена министра и внешнеполитического курса в январе 1996 года не сказалась на Иванове, и при Евгении Примакове он сохранил свой пост.

Нынешнее положение Игоря Иванова достаточно сложное. По большому счету его предыдущая карьера _ типичный путь дипломатического чиновника, высокопрофессионального, опытного, но чиновника. Он всегда был в тени своих начальников, за ним не числится каких-либо эффектных поездок или конференций, успешных дипломатических побед. Умение быть вторым, свято соблюдать образ аполитичного госслужащего _ несомненно важно для успешной собственной карьеры, но недостаточно для поста министра иностранных дел. Тем более сегодня, когда во внешней политике от фактора личности, доверия конкретному человеку зависит успех многих международных дел.

Впрочем, первый месяц на посту главы МИДа Игорь Иванов провел, можно сказать, неплохо. Активная позиция России в конфликте в Югославии предотвратила военное вмешательство НАТО. Выступая на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Игорь Иванов еще раз подтвердил, что Россия не будет оставаться безучастной к судьбам сотен тысяч русскоязычных граждан, испытывающих притеснения в Латвии и Эстонии. Встречи, которые провел наш министр с зубрами западной дипломатии Клаусом Кинкелем и Мадлен Олбрайт, а также с президентом Клинтоном, показали, что никакого комплекса неполноценности он не испытывает.

Андрея Громыко за его твердую, с учетом интересов и положения великой державы позицию, величали на Западе не иначе как "господин "нет", Андрея Козырева за политику иного рода звали "господин "да". Евгений Примаков, исходя из реального положения России, умел сочетать на посту министра иностранных дел и "да" и "нет".

Будем надеяться, что это умение он в полной мере передал и своему преемнику.

Александр БОРИСОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]