[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 265(1910), 24 декабря 1998
SPb Ved gerb

Ярослав ИВАШКЕВИЧ
По Петербургу _ с паном Адамом Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения великого польского поэта Мицкевича Создатель прославивших его поэм "Дзяды", "Пан Тадеуш", "Конрад Валленрод", многочисленных сонетов, лирических стихов был самым тесным образом связан с нашим городом. Приехав в Петербург осенью 1824 года, он попал из провинциальной тогда Вильны в блестящую столицу, вошел в круг поэтов. Подружился с Пушкиным. Они были почти ровесники, у них было много общего, но порой они расходились во взглядах. Что не помешало Пушкину создать два шедевра: "Воевода" и "Будрыс и его сыновья" _ блистательные переводы баллад Мицкевича.

Через полтора столетия другой польский писатель, известный прозаик Ярослав Ивашкевич, на склоне лет посетил наш город. Увидел его свежим взором, восхитился и написал книгу "Петербург".

Петербургский литератор Евгений Невякин недавно перевел эту книгу. Сегодня мы предлагаем (с некоторыми сокращениями) главу, посвященную Мицкевичу.

В нескольких шагах от нашей гостиницы находится очень красивая площадь, площадь Искусств, с выходящим на нее фасадом Русского музея и с прекрасным памятником Пушкину посредине. Только потом я выяснил, что площадь Искусств _ это бывшая Михайловская площадь, и сразу в памяти возник адрес прощального письма пана Адама: "Госпоже Шимановской, пианистке Ее величества императрицы, в Санкт-Петербурге, Михайловская площадь, дом Пентешева, в четвертом этаже".

На этой "Place Michel" он чувствовал полноту жизни, радость творчества, вспоминал только что созданные "Крымские сонеты", эротические "Сонеты", "Конрада Валленрода", "Дозор", "Трех Будрысов". Здесь проходят, наверное, самые полные, самые радостные дни пана Адама.

Странно, но именно здесь, на петербургской площади, мы легче всего можем представить себе Мицкевича в его самый лучший зрелый период.

Виленский Мицкевич _ это еще юноша, который не видел мира и плохо его понимает, хотя гениальная интуиция чувствуется и там. Поздний Мицкевич _ в Париже, в Лозанне и снова в Париже _ это человек с какой-то духовной трещиной, с упрямым, недоверчивым взглядом на мир. И уж, конечно, трудно говорить о Мицкевиче последних лет жизни, переставшем писать, мечущемся в сетях мистицизма.

Первый приезд в город Петра Великого последовал сразу же после знаменитого страшного ноябрьского наводнения 1824 года, за год до восстания декабристов.

Этот приезд в Петербург в 1824 году был для Мицкевича важным. Он отразился в нашей литературе таким произведением, как "Отрывок из третьей части "Дзядов", произведением очень своеобразным и полностью связанным с Петербургом. Стихи эти являются "картинками" северной столицы, картинками мрачными, которые могут конкурировать с тем, как Петербург выглядит у Достоевского.

"Смотр войск" Мицкевича дает нам картину императорского военного парада.

И у таких на шапке литер медный Отсвечивает лысинкою бледной.

То _ гренадеры. Я стоял вдали, Но насчитал три взвода их. За ними.

Как огурцы под листьями большими.

Все, кто до мерки той не доросли, Построились рядами рота к роте.

Когда я хожу рядом с паном Адамом по петербургским улицам, по набережным петербургских каналов, я вспоминаю строки: А на полозьях, быстры и легки, Как призраки в волшебной панораме, Проносятся бесшумно перед вами Кареты, колымаги и возки.

Сидит на козлах бородач-возница, Все в инее: армяк, усы, ресницы.

Кнут щелкает. А впереди возка Несутся на конях два казачка И гикают, дорогу расчищая.

Я чувствую, что этот молодой человек мыслил глубоко и самостоятельно. Ему двадцать пять лет, мира он почти не видел. Но под видом юношеской непринужденности копились горечь и печаль.

Рождались они здесь, в Петербурге.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]