[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 265(1910), 24 декабря 1998
|
![]() |
Встреча с великим Суриковым
Вчера в залах Михайловского дворца открылась выставка, посвященная 150-летию со дня рождения художника.
Так сложилось, что самые значительные произведения художника хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее.
В 1870-х годах, после окончания учебы в Академии художеств, Суриков получил заказ на роспись храма Христа Спасителя. Он переехал в Москву, где познакомился с Третьяковым. Коллекционер покупал лучшие работы художника: "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова" и другие.
Такая же судьба ожидала и полотно "Покорение Сибири Ермаком". Но тут вмешался Николай II. Он приобрел картину для Русского музея, заплатив за нее огромную по тем временам сумму _ 40 тысяч рублей. Таким же образом, правда, уже за 25 тысяч, попало в музей и полотно "Переход Суворова через Альпы".
И вот впервые за многие годы (последняя Всесоюзная выставка состоялась более шестидесяти лет назад) лучшие из работ Сурикова встретились в залах Михайловского дворца.
На выставке более семидесяти живописных и графических работ художника из собрания Русского музея и восемь _ из Третьяковской галереи.
В числе последних картина "Меншиков в Березове", портрет О. Суриковой, "Из римского карнавала"... Правда, "Боярыня Морозова" к нам не приехала.
Выставка монографическая. В нее вошло многое _ от самой ранней работы художника "Вид памятника Петру I на Сенатской площади" до автопортрета, созданного им за год до смерти. Выставка дарит нам редкую возможность увидеть не только знаменитые исторические полотна Сурикова и мастерски написанные им портреты, но и его графические работы, по соображениям сохранности экспонирующиеся чрезвычайно редко.
И наконец, впервые за многие годы посетители музея встретятся с полотном "Степан Разин" _ картиной, на долю которой выпала нелегкая судьба. Недооцененная современниками Сурикова, она не сразу обрела своего владельца. В 1911 году ее купил коллекционер В. Винтельфельд. В музей картина попала после революции в виде свертка, сложенного красками внутрь, что губительно сказалось на сохранности живописи. В залах Сурикова Михайловского дворца "Степан Разин" предстал после очередной реставрации.
Выставка продлится до марта наступающего года.
Людмила ЛЕУССКАЯ