English | Smena kodirovki | Обратная связь | Что нового

[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 22(1937), 6 февраля 1999
SPb Ved gerb

Секунда истории
О ценителях и изобразителях В 1899 году, за месяц до столетнего пушкинского юбилея, "Петербургская газета" затеяла разговор о том, можно ли, уважая память великого национального поэта, достоверно и неискаженно представить его образ на сцене.

Обратились за авторитетным мнением к двум известным столичным актерам _ Василию Далматову из Суворинского театра и Мамонту Дальскому из Александринки.

Первый ("представляющий в гриме точную копию Пушкина") выступал в образе поэта по крайней мере трижды _ и в провинции, и в Петербурге.

То были все спектакли по торжественным случаям, и только в "такие выдающиеся моменты", по словам актера, и позволительно играть в гриме Пушкина.

Дальскому тоже пришлось пару раз представить Пушкина на сцене, но он в своем ответе "Пб газете" был более категоричен. "Мне кажется в высшей степени нелепым и диким изображать гениального поэта на сцене... Разве актер, надевший пушкинский сюртук и сделавший грим поэта, может дать толпе представление о гениальном творце?" Зритель, по мнению Дальского, не воспримет как пушкинские слова, которые будет говорить со сцены "господин в сюртучке".

Надо отметить, в мае 1899-го ни один из больших столичных театров "ожившего Пушкина" на сцену не вывел.

Зато он предстал в "Аркадии", частном театре у Строгановского моста _ "среди своих героев".

"Живые картины из жизни Пушкина" показали в "театре и саде Картавовой", помещавшихся на Звенигородской у Обводного канала ("особенно хороша была картина, изображающая сцену дуэли")...

Сцены из "новой и нигде еще не шедшей пьесы" под названием "Народный поэт" поставил театр П.В.Тумпакова, бывший в Измайловском саду на Фонтанке. В первой _ зритель видел Пушкина в Одессе, а во второй тот был уже в Михайловском, "с доброю нянею своей и Пущиным, который приехал к нему в гости". (Не в тумпаковском ли театре сделан наш снимок _ в архиве, к сожалению, не аннотированный...) Как видно, частных антрепренеров не терзали вышеописанные сомнения Дальского...

...Между прочим, одну из заметок в упомянутой мною дискуссии газета назвала так: "Изобразители Пушкина". Вряд ли с какой-то задней мыслью.

Однако есть, на мой взгляд, в слове "изобразители" определенная оценка, есть в нем осуждение фальшивых действий и фальшивых чувств.

Увы, изобразителей любви к Пушкину по случаю его столетнего юбилея оказалось немало. Кто только не трепал его имя!

Наверное, не было в России табачного фабриканта, который бы не прилепил поэта к своей продукции: не сходила со страниц газет реклама папирос "Пушкинские" Н.К.Попова, "А.С.Пушкин" бр.Шапшал и другой фабрики _ А.Н.Шапошникова.

Фабрика "Виктория" выпустила спички с портретом поэта.

Пустили в продажу водку "Пушкин" в сосуде, выполненном в виде пушкинского бюста.

"На окне одного из кондитерских магазинов Невского, _ писал "Пб листок" 24 мая (5 июня), _ появился шоколадный бюст Александра Сергеевича Пушкина в натуральную величину, бюст весит 18 фунтов."

Мало того, можно было купить даже игру под названием "Смерть Пушкина", изобретенную, как отозвался журнал "Осколки", каким-то аферистом!

Перочинные ножички, косынки и платки, карамель, парфюмерия (тут и французы не сочли возможным остаться в стороне, прислав в петербургские магазины духи "Пушкинский букет"), жетончики и медальки... Шла, если хотите, распродажа старья под новой вывеской или свежим ярлыком.

И это не мои слова _ лишь точная цитата из "Пб листка", газеты, которая обыкновенно и сама высокой нравственностью не отличалась. Но, видно, и ее допекла вся эта околоюбилейная вакханалия.

На этом фоне трогательно выглядели совсем иные, истинные знаки любви и уважения к великому поэту.

Столичные наборщики, к примеру, на свои пожертвования решили открыть бесплатную профессиональную школу для бедных детей.

На устройство начальной школы для девочек, "в память Пушкина", 6000 рублей собрали между собой петербургские цыгане.

Новгородский крестьянин-кустарь Онищенко сделал своими руками из разноцветных камней мозаичный портрет Александра Сергеевича по рисунку Кипренского.

"Неизвестное лицо" передало сто томов сочинений Пушкина дешевым чайным заведениям _ "для пользования посетителям".

И даже из Абиссинии, из Аддис-Абебы "какой-то тамошний рас", то есть местный владетельный князь, прислал в Петербург письмо с поздравлениями по случаю 100-летия Пушкина _ написанное на чистом русском языке: "рас", не поленившись, специально учил его целый год. (Письмо это было тогда передано в Пушкинскую комиссию. Может, оно где-нибудь и до сих пор сохраняется?) ...Прошел век после тех пушкинских торжеств, и мы опять готовимся к юбилею поэта, теперь уже 200-летнему. Хорошо бы только не забывать при этом разницу между ценителями Пушкина и его "изобразителями". Изобразители, они ведь и сегодня не прочь использовать имя поэта в дешевой распродаже...

Наталия ГРЕЧУК Фотография из Государственного архива кинофотофонодокументов


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]