English | Smena kodirovki | Обратная связь | Что нового

[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 22(1937), 6 февраля 1999
SPb Ved gerb

Почтовая станция федерального значения
Дорогу по левому берегу Невы от Петербурга до Шлиссель-бурга впервые проложили в 1732 году _ специально для поездки императрицы Анны Иоанновны на Ладожский канал. Спешно делали плоты и гати для перевоза карет с лошадьми, на "болотных местах" клали фашины...

Через два с половиной десятилетия, к 1757 году, Шлиссельбургская дорога была "исправлена и верстовые столбы поставлены". Тогда же по сенатскому указу учредили на ней почтовые станции на реке Святке и в Шлиссельбурге, на каждой из которых имелось по четыре лошади "для отправляющейся почты".

Дальнейшая судьба устроенной тогда станции на Святке оказалась тесно связана со строительством дворца Екатерины II в Пелле. Дворец этот прожил недолго и был разобран по приказу Павла I; станцию же ждала куда более длинная история...

Указ о строительстве в мызе Пелле новой почтовой станции появился в августе 1785 года, сразу после закладки дворца. Станцию сооружали на суммы Е. И. В. Кабинета по планам и фасадам, "истребованным" из Петербургского почтамта. По одной версии автором проекта станции был И. Е.

Старов, а по другой _ Н. А. Львов.

Пеллинская почтовая станция располагалась на возвышенном берегу Святки; она была окружена неглубоким рвом с перекинутыми через него мостами. Центр прямоугольного в плане почтового двора занимало главное двухэтажное здание _ гостиница. Перед гостиницей находились два смотрительских флигеля, где вели регистрацию и оплату подорожных. За ними _ два помещения для конюхов, примыкавшие к дугообразному корпусу, в левой части которого помещались конюшня и кладовая, справа _ каретник и ледник. В середине дугообразного корпуса возвышалась башня с обзорными площадками. Для разгрузки багажа и почты предназначался огражденный внутренний двор между главным зданием и конюшенно-каретным корпусом.

Своей классической архитектурой станция соответствовала размаху и представительности Пеллинского дворца, и оттого долгие годы ее считали уцелевшей частью дворца Екатерины II.

"Переменив два раза лошадей, на одной из станций, в Пелле, загородном дворце прекрасной легкой архитектуры, главный корпус которого соединяется в виде большого полукруга с двумя боковыми флигелями столь же легкими колоннадами _ напившись кофе в гостинице, находящейся в том же здании, я поехал далее; Шлиссельбургская дорога тяжела, скучна и песчана..." _ писал А. Глебов в журнале "Славянин" в 1826 году.

Печальные страницы истории Пеллинской станции _ первой станции по дороге в Сибирь через Кострому _ связаны с именами декабристов. В 1826 году С. П. Трубецкой в Пелле встретился с женой, братом Александром, княгиней С. Г. Волконской с сыном. Позднее он вспоминал: "Жена сказала мне, что она завтра же за мной выезжает; мы пробыли вместе часа два и расстались". По Ярославскому тракту, как называли тогда Шлиссельбургскую дорогу, проезжал Н. А. Бестужев, а впечатления от его поездки вошли в повесть "Шлиссельбургская станция".

...Еще в 1798 году Пеллинская станция была передана из дворцового в почтовое ведомство, которое в 1821 году выделило 3000 рублей, "чтобы не допустить совершенного упадка" главного здания "по умножившимся в оном и принадлежащим к нему службам наружным и внутренним ветхостям".

Вскоре почтовым департаментом была "усмотрена на опыте бесполезность содержать в почтовом ведомстве для гостиницы дом, стоящий на Ярославском тракте при мызе Пелле". А Главный штаб нашел здание станции удобным для размещения офицеров квартировавшей в Пелле бригады лейб-гвардии Конной артиллерии. Станцию же намеревались перенести в ближайшее по тракту селение, о чем и было сообщено в 1829 году станционному содержателю купцу Устинову...

Тяжелые почтовые кареты, большие экипажи и знатные путешественники с тех пор уже никогда не останавливались на дворе бывшей Пеллинской почтовой конторы. В конце XIX _ начале XX века военно-инженерное ведомство пристроило к флигелям деревянные и каменные сараи, были заложены окна, уничтожены ограды. Главный дом находился тогда "в ужасном виде: запущен, стены лупятся, внутри все застроено безобразными клетушками, переделано и изменено, _ с горечью отмечал в 1910 году Н. Н.

Врангель на страницах журнала "Старые годы". _ Кругом опустелого дома _ голый грустный луг с хозяйственными постройками". Но и в таком виде архитектура зданий в мызе Пелле по-прежнему восхищала писавших о ней В. В. Воинова, И. Э. Грабаря.

Ансамбль станции существовал до Великой Отечественной войны, после которой сильно пострадавшее здание гостиницы было тщательно обмерено и разобрано.

В 1995 году Пеллинская почтовая станция указом Президента России включена в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения. Сохранившиеся ныне в городе Отрадное смотрительские флигели и конюшенно-каретный корпус хорошо видны со стороны старинной дороги по левому берегу Невы _ но находятся за высокой оградой АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" и оттого практически недоступны...

Марина ЛЕРМОНТОВА На снимке: Пеллинская почтовая статья. Фото 1900-х гг.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]