|
|
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 23(1938), 9 февраля 1999
|
![]() |
Переключая каналы
Жажда _ ничто, имидж _ все Теленеделя, в основном наполненная вязкой массой из сериалов-близнецов, все-таки отличалась от прочих унылых недель. Она началась с "Пресс-клуба" ("ТВ-Центр"), а закончилась премьерой программы "Арина"
("НТВ"). К этим маленьким радостям добавилось еще и возвращение инспектора Коломбо, любимого многими зрителями не меньше, чем Пуаро и Мисс Марпл, время от времени скрашивающие наши долгие зимние вечера. Но, как известно, за удовольствие надо платить, и телезрителям пришлось расплатиться, пережив пышно поданную "РТР" премьеру фильма "Му-Му".
Спасибо хоть, в эти дни не над Пушкиным надругались, а над Тургеневым.
Что, впрочем, мало кого может утешить, разве что персонажей из старого анекдота. Помните, такси проезжает мимо памятника, пассажир спрашивает: "Это кому памятник?" _ "Пушкину" _ "Это он "Муму" написал?" _ "Нет, Тургенев" _ "Вот у нас всегда так: "Муму" написал один, а памятник ставят другому".
Что до оригинальных передач, то их было мало, но если бы даже их было больше, то "Пресс-клуб", прошедший в прямом эфире неделю назад, в состоянии затмить сотню иных новинок. На сей раз жертвой был избран Юрий Болдырев. Весь цвет московской журналистики собрался, чтобы поговорить с заместителем председателя Счетной палаты. Однако ни на одном лице нельзя было обнаружить ни малейшей заинтересованности: имидж акулы пера предполагает абсолютную осведомленность, чему соответствует тонкая ироническая улыбка или полнейшая непроницаемость "интерфейса".
Аудитория в студии так и объясняла бестолковому гостю: "Говори-говори, мы и так все давно знаем".
Цифры и факты, обнародованные в тот вечер, могли изумить кого угодно. Только не журналистов, которые, по обязанности задавая вопросы, к ответам уже не прислушивались. Не забывая однако перебивать собеседника: "Отвечайте подробно, но не надейтесь на тепличные условия, помните _ вам надо уложиться в одну минуту". Понятно, что законы жанра "Пресс-клуба" толкают на единственно приемлемый путь бессмысленного словесного пинг-понга. Здесь надо обмениваться афоризмами, а не говорить всерьез. Впрочем, сами "акулы" тоже не всегда блистали краткостью, среди них попадались косноязычные юноши, отчаянно, но невнятно пытавшиеся вывести гостя на чистую воду. Собственно, это и было сверхзадачей программы. Как для одних телекомпаний на этой неделе не было иной цели, нежели разоблачить премьер-министра, так для с виду неангажированного "Пресс-клуба" не было иной мишени, чем личность Болдырева. Ему припомнили и расхождения с "Яблоком", и комсомольскую юность, и вступление в партию. Попытались поставить в вину здание, возведенное для Счетной палаты администрацией президента... "Каков КПД работы Счетной палаты? Скольких людей вы посадили?" "Ответчик" терпеливо втолковывал собеседникам, что сажает прокуратура, а не он. И называл суммы, разворованные на самых верхах власти, исчисляющиеся триллионами. Тутто его и перебивали вопросом типа: "А у вас есть имиджмейкер?".
Не исключено, что эта проблема и является ключевой для журналистов, которые привыкли работать в режиме шоу и беседовать с политиками, как с героями светской хроники: где покупаете галстуки? есть ли машина, дача? предпочитаете ли омаров кальмарам? В этом смысле их больше бы устроили как собеседники, скажем, Виктор Черепков с Барри Алибасовым, которые, повстречавшись в "Ночном рандеву" ("ТВ-Центр"), объявили лучшим отечественным имиджмейкером Евгения Наздратенко, а себя _ без ложной скромности _ святыми. Конечно, если считать подобный стиль актуальным для российского телеэкрана, то лучше предоставлять экран политикам, чей незаурядный талант исчерпывается лицедейством.
Новая программа Арины Шараповой тоже делается как ток-шоу. Но по характеру она ближе к "12 решительным женщинам", ибо в ней ставятся серьезные и, к счастью, неполитические вопросы. Главный _ что мы можем сделать, чтобы изменить жизнь к лучшему? Замах, конечно, не по-женски мощный, но ответ, прозвучавший в первой передаче, как раз весьма женствененный: можем рожать детей! Арина собрала в студии тех, для кого дети _ смысл жизни. При этом, разумеется, не обошлось и без чадолюбивых звезд эстрады и ТВ (куда ж без них!), но главными героями все же стали те, кто рожал детей вопреки запретам врачей, не считаясь с обстоятельствами. В финале мы познакомились с уникальной воронежской семьей (удивительно, что доселе о ней никто из журналистов не писал), где двадцать детей. Эти люди не уповают на государство, сами заботятся о себе, но живется им, конечно, нелегко. Шарапова придумала, как им заработать на жизнь: "Вам надо устроить семейный хор". И дети во главе с родителями тут же продемонстрировали свои способности, спев "Пусть всегда будет солнце".
Судить об "Арине" пока еще рано, но первые шаги обнадеживают.
Жанр ток-шоу, признаться, уже надоел, но когда разговор идет не о пустяках, не об имидже, то даже с ним можно смириться.
Елена АЛЕКСЕЕВА