|
|
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 31(1946), 19 февраля 1999
|
![]() |
Петушок, знай свой шесток!
Оперы русских композиторов неоднократно ставились на лондонской сцене. Публика к ним привыкла. И, быть может, поэтому постановка "Золотого петушка" Римского-Корсакова в Королевской опере едва ли может считаться революционным событием. Тем лучше, рассудила Илона Медведева, и с радостью согласилась послушать эту замечательную пушкинскую сказку. Действительность, однако, обманула все ее ожидания.
Илона Медведева рассказывает корреспонденту Би-би-си: Как приятно идти на русскую оперу в сопровождении русской, радовались мои знакомые. Расскажите нам все про "Золотого петушка". После краткой лекции о Пушкине, Звездочете, царе Додоне, Римском-Корсакове на лицах моих собеседников отразилось глубокое недоумение. "Это совсем не то, что написано в программе", _ возразили они. Я заглянула в программу.
На первой странице была фотография, изображающая пьяного Ельцина, танцующего твист с длинноногими девицами в мини-юбках. "Выступление русского лидера на рок-концерте в Ростове во время выборов в 1996 году" _ гласила надпись внизу.
На второй странице фотография отправления Красной гвардии на фронт в 1941 году и парад советской пехоты на Красной площади в 1984 году.
На третьей репродукция картины Верещагина "Апофеоз войны" с пирамидой черепов. Далее следовали фотографии госпиталей первой мировой войны и портрет Николая II, который, по утверждению авторов вступительной статьи, и был прообразом царя Додона. Мысль, конечно, оригинальная. Жаль только, что даты не совсем совпадают, хотя столетие туда, столетие сюда, какая разница! Дальше я прочитать не успела. Погас свет, и раздались первые ноты увертюры.
На сцене, оформленной как шахматная доска, стояла громадная кровать. В ней спал царь Додон, загримированный под Ельцина. Что случилось с Королевской оперой? Что им дался этот Ельцин? (Пару месяцев назад в их постановке "Бориса Годунова" царь Борис был президентом Борисом). Воеводы Додона в военных мундирах суетились вокруг кровати. Шамаханская царица, наряженная как проститутка из провинциального ресторана, томно прохаживалась по балкону, символизируя мечты царя.
Почему в основе всех русских произведений западные постановщики пытаются найти политическую подоплеку, причем сегодняшнего дня? Один критик предположил: потому что современные декорации и костюмы дешевле исторических.
Второе действие происходило в том же шахматном зале, но уже со множеством кроватей. Из царской спальни сцена превратилась в военный госпиталь. Даже петушок был не золотой, а стальной. Он сидел на высоком шесте, поддерживаемом певицей в косынке и в халате уборщицы, которая исполняла его партию. В конце оперы эта уборщица не дала бедному петушку клюнуть Додона в темя и сама застрелила царя из револьвера.
Всю эту галиматью можно было бы пережить, вооружившись чувство юмора. Но смеяться я не могла. Безумно жалко было певцов. Состав был в основном русский.
Финал постановки являл собой пародию на парад на Красной площади.
Танкисты, артиллеристы, колхозники с портретом Хрущева, пионеры с портретом Сталина, космонавт в костюме станции "Мир" с портретом Брежнева... Бедный Пушкин! Бедный Римский-Корсаков!