English | Smena kodirovki | Обратная связь | Что нового

[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 32(1947), 20 февраля 1999
SPb Ved gerb

III
Посмотрит ли Кремль правде в глаза?

В ожидании президентского послания Правительство С. Кириенко было утверждено Думой (24.04.98Ъг.) в момент, когда катастрофическая ситуация в сфере российских финансов уже вполне определилась. Ее суть состояла в том, что страна оказалась в положении должника, который не может выплатить свои долги, но продолжает делать новые. Фундаментальная причина надвигавшейся катастрофы состояла в том, что после августа 1991 г. страна перешла из одной эпохи в другую: из эпохи созидания в эпоху проедания и разворовывания национальных ресурсов.

Это не полемическое преувеличение. Это трезвая оценка, которая принадлежит не только данному автору. Сошлюсь на аналитический доклад солидного и лояльного правительству Экспертного института Союза промышленников и предпринимателей, в котором еще в феврале 1998 г. говорилось следующее: "Сегодня трудно обвинять во всех неурядицах врагов Президента, ... а есть внутрисистемные трудности функционирования власти, которые наиболее концентрированно выражаются в .. массовом воровстве".

Оценка подтверждается и конкретными данными Главного управления МВД по экономическим преступлениям. По итогам исследования ситуации за 1995 _ 1997 гг., эксперты главка пришли к выводу о том, что "60 _ 70% российских коммерческих и государственных кредитов либо растаскиваются, либо растрачиваются впустую и не погашаются". На прошлой неделе (10.02.99) министр МВД С. Степашин заявил, что за последние годы из страны было вывезено до 500 млрд долларов. Вывоз продолжается. По данным ЦБ, и сейчас уходит по 2 млрд в месяц.

А вот и взгляд со стороны. Зб. Бжезинский, известный американский политик и политолог: "Я давно уже понял, что прямая финансовая помощь правящей в Москве элите дает два результата. Во-первых, та помощь, которая предназначается для всей России, присваивается и крадется исключительно внутри самой Москвы. Во-вторых, большая часть этой помощи оказывается в карманах нового элитарного класса олигархов, которые не заинтересованы в развитии России. И они направляют большую часть украденных средств на свои счета в западных банках".

Проедание и воровство обусловлены тремя основными факторами: 1. Единомоментным отказом от государственного регулирования народнохозяйственного комплекса, который был создан и мог функционировать только при наличии такого общегосударственного регулирования.

2. Открытием внутреннего рынка для импорта, который быстро подавил многие отрасли отечественной обрабатывающей промышленности, и либерализацией экспорта, которая привела к уходу за рубеж огромных сырьевых ресурсов и сбыту их там по бросовым ценам.

3. Быстрой, социально несправедливой и экономически неоправданной приватизацией основных средств производства, в результате которой новые собственники оказались озабочены решением одной задачи: превратить неожиданно свалившееся на них богатство в валюту и спрятать ее за рубежом.

Основные макроэкономические итоги известны: сокращение ВВП по разным подсчетам от 2 до 2,5 раза, продукции промышленности _ на 60%, сельского хозяйства на 40%.

В финансовой сфере избранный курс реформ привел к: _ потере способности обслуживать внешний долг СССР; _ росту внешнего государственного долга постсоветской России; _ росту внутреннего долга, несмотря на то что в 1992 г. новая власть фактически ликвидировала весь многолетний внутренний долг СССР, превратив в копейки вклады населения в Сбербанк.

Ситуация с внешним государственным долгом сегодня выглядит так: в 1999 г. предстоит заплатить 17,5 млрд. В последующие три года России придется выплачивать в среднем по 13 млрд долларов в год. Это почти половина доходов федерального бюджета 1998 г.

Внутренний долг стал быстро нарастать с 1995 г., в связи с активной деятельностью по раскручиванию пирамиды ГКО, чисто спекулятивного предприятия, когда государство за деньги, взятые на небольшой срок, платило очень высокие проценты. В год президентских выборов ГКО размещали под 200% годовых.

В 1997 г. ГКО стали продавать "нерезидентам", т.Ъе. иностранным банкам. Вскоре они контролировали не менее 30% рынка. Это поставило всю пирамиду в зависимое положение от иностранного капитала.

Возможность сорвать за короткий срок огромный куш увлекала многих представителей финансовой и бюрократической элиты России. Стремясь купить как можно больше ГКО, частные банки также стали активно выходить на внешние источники заимствования и набрали кредитов под залог российских ценных бумаг.

Предоставим слово Е. Ясину, бывшему министру и главному идеологу экономической политики правительства Черномырдина: "Наши банки активно привлекали ресурсы с Запада в виде синдицированных кредитов, посредством форвардных контрактов, в частности под залог российских бумаг.

Долги к июлю 1998 года составили 19,2 млрд долларов против 6 млрд год назад. Когда обстановка стала накаляться, контрагенты потребовали дополнительных гарантий".

О том, как действовали банки и какие гарантии они давали западным кредиторам, более откровенно сказал Г. Явлинский: "Наши банки всегда были особенно склонны к проведению исключительно авантюрной политики.

Они, во-первых, отдавали в залог в западные банки ГКО и, по имеющимся у нас данным, объем этой операции составил к началу августа около 40 миллиардов долларов. ....Условием залога было то, что если котировка бумаги снижается, то есть если она на рынке становится более дешевой, чем цена, по которой ее заложили, _ вы должны в долларах доплачивать разницу.... И во-вторых, заключали форвардные контракты, то есть контракты на август _ декабрь 1998 года по продаже валюты по курсу, который был в начале года, полагаясь на стабильность этого курса".

В результате такой политики заимствования 7 крупнейших банков России оказались кровно заинтересованы в стабильно низком курсе рубля по отношению к доллару: стабильный рубль _ стабильные ценные бумаги, и не надо платить Западу страховочную маржу, и нет потерь от фьючерсных контрактов. Но при всей своей заинтересованности в стабильности банки олигархов продолжали вывозить валюту за рубеж, ухудшая тем самым финансовую ситуацию в России.

Держать стабильным рубль стало разорительным уже с весны. Совпало несколько факторов: финансовый кризис в Азии; политический кризис в России в связи с отставкой Черномырдина, падение цен на нефть и газ.

Падение российских доходов от продажи нефти и газа, пожалуй, и стало той последней каплей, которая определила позиции западных биржевых спекулянтов. Они осознали, что весьма скоро государству рассчитываться с ними будет нечем. И стали выводить деньги с рынка ГКО. Пирамида начала падать. Особенно активно процесс пошел в мае.

Как же реагировало правительство? Что оно сделало? Чтобы удержать западных биржевиков на рынке, Кириенко резко повышает процент доходности по ГКО: до 100 и более процентов. Чтобы выплачивать этот процент, правительство тратит внутренний золотой запас России. По признанию Е.ЪЯсина, попытки удержать стабильный курс рубля стоили около 9 млрд долларов из валютных резервов. Если осенью 1997 г. золотовалютный запас России был равен 24,5 млрд долларов, то к лету 1998 г. осталось уже менее 13 млрд.

Понимая опасность дальнейшего сокращения золотовалютных резервов, правительство все активнее занимает на Западе под высокий процент. За короткий срок внешний долг самой России (без СССР) вырастает вдвое.

Соглашение о самом крупном займе (на 10 _ 12 млрд долларов) заключили с МФВ. В конце июля получен первый транш в 4,8 млрд долларов. Полагали, что он даст передышку в 2 _ 3 месяца. Потратили за неделю.

Весьма показательно то, как потратили!

Большая часть была продана семи крупнейшим частным банкам (олигархам) по низкому курсу рубля, чтобы те оплатили свои страховочные обязательства (маржу) западным банкам. Часть валюты просто ушла на Запад.

Все равно средств не хватало. Нечего уже было забирать и из бюджета. С июня почти все доходы бюджета уходили на погашение ГКО. При этом практически прекратилось финансирование бюджетной сферы. К середине августа все ресурсы были истощены, а долгов по ГКО до конца года надо было выплатить на 80 млрд рублей. У частных банков оставались огромные обязательства перед своими западными партнерами. 17 августа крупнейшие банки должны были делать очередные выплаты по этим обязательствам. Например, банк "Менатеп" должен был заплатить 800 млн долл.

Что же сделало правительство? 14 августа Кириенко, министр финансов Задорнов, председатель ЦБ Дубинин и два "архитектора реформ" А.

Чубайс и Е. Гайдар собрались и приняли решение отпустить курс рубля, прекратить выплаты по ГКО и начать переговоры по реструктуризации внешнего и внутреннего долга. Установили и для частных банков мораторий на выплату долгов нерезидентам в течение 90 дней.

Итак, до 17 августа правительство истощило все финансовые ресурсы страны для того, чтобы помочь семи олигархам. А после 17 августа оно фактически взяло на себя ответственность за долги этих банков.

Смысл акции лучше всего раскрыл Г. Явлинский: "Итоговое решение ... по существу, означало, что Россия как государство берет всю макроэкономическую и макрополитическую ответственность за них (олигархов. _ В.ЪК.) на себя потому, что правительство запрещает этим семи банкам рассчитываться по своим долгам. ... Именно то правительство, которое полгода или целый год говорило, что оно собирается бороться с олигархами, в конце концов приняло решение ... за счет авторитета страны, всех ее возможностей и так далее, за счет всего этого прикрыть 6 _ 7 человек".

Оценка действий С. Кириенко и его советников дана и в первой программе правительства Е. Примакова: "Катализатором негативных процессов в экономике стали непродуманные по своим последствиям решения правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 г. Произошло совмещение девальвации рубля, скачка цен, паралича банковской системы, резкого падения доверия со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов, значительного снижения поступлений как импортных, так и производимых внутри страны товарных ресурсов".

Мы все с вами платим за последствия этих и прежних решений правительства.

Платим не в первый раз. Поведение новой финансовой и политической элиты России на протяжении всего курса реформ было однотипно эгоистичным. Гарантом этого курса всегда выступал президент. Скажет ли он в своем послании Федеральному собранию правду?

Владимир КАЛАШНИКОВ,доктор исторических наук (Окончание. Начало 6 и 13 февраля)


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]