|
|
[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 54(1969), 26 марта 1999
|
![]() |
Полвека на стапеле
Сейчас как-то не принято отмечать юбилеи таких людей, как Борис Дмитриевич ХАРЛАМОВ. Не эстрадная звезда, не теледива, а всего-навсего строитель кораблей. Но, между прочим, именно на таких людях стояла и будет стоять Россия. В эти дни исполнилось полвека работы Харламова на Балтийском заводе _ Это если считать, так сказать, годы сознательного труда, _ смеется Борис Дмитриевич. _ А вообще корабельное дело начал познавать еще в 1946-м, в ремесленном училище # 13, которое готовило рабочих для Балтийского завода. Двенадцать лет было, когда я пришел туда с табелем за 4 класса начальной школы. День учился, день в заводских цехах, огромных, холодных, где только-только налаживалось строительство новых кораблей для отечественного флота. Война, блокада выбили из его состава многое. Вот мы, пацаны-ремесленники, вместе с нашими наставниками и начинали создавать новый флот. Сильный, надежный морской щит страны.
Чем больше слушали мы Харламова, тем ярче вставал перед нами образ настоящего корабела, чья судьба жизненная прочно спаялась с миллионами судеб ленинградских рабочих.
Пятнадцатилетний Харламов, став в ремесленном слесарем по ремонту оборудования, набивая днем мозоли на заводе, вечером спешил в школу рабочей молодежи. И так шесть лет до заветного аттестата зрелости, с которым он после армии пришел в Ленинградский кораблестроительный институт. Еще пять с лишним лет за партой. Бригадир, мастер, старший мастер, заместитель начальника цеха, начальник цеха. И ни какого-нибудь, а знаменитого стапельного цеха, где рождаются классные корабли и подводные лодки.
_ Как сегодня вижу наш головной атомный крейсер "Киров", первый в мире, _ вспоминает Харламов. _ Тогда я уже был главным строителем. Затем последовали крейсера "Калинин", "Киров". И наконец, "Петр Великий".
Последний строился в исключительно сложных условиях. Первые секции "Петра" заложили еще при советской власти. И помогали его строить все союзные республики, а завершать пришлось одной России. Но ничего, выдюжили балтийцы, не сломались.
Конечно, рассчитывать на госзаказы теперь не приходится. Но надо отдать должное нынешнему генеральному директору Балтийского Олегу Борисовичу Шуляковскому и всей его команде. Вышли на международный рынок, где еще не забыли мастерство и рабочий талант балтийцев. Пошли заказы.
Возвращаются корабелы на завод.
Что же касается Харламова, он и не уходил с него. Такими мастеровыми, которые знают все секреты кораблестроительного производства, на заводе не разбрасываются. Правда, теперь Борис Дмитриевич Харламов не главный строитель. Должность несколько скромнее: вахтенный механик.
Сутки дежурит, трое отдыхает. Своеобразный ночной директор по жизнеобеспечению завода. Потому как Харламову приходится решать в ночное дежурство самые неожиданные вопросы. Он отвечает за работу всех систем обеспечения жизни на судах, спущенных на воду. В их числе и атомный ледокол, которому президент России дал имя: "50 лет Победы". Имя дал, а вот с деньгами не спешит. И ледокол, который процентов на 70 уже готов к работе, томится у достроечной стенки. Харламов отвечает за то, чтобы здесь был порядок.
И сменщики Бориса Дмитриевича специалисты известные. Алексей Иванович Иванов _ бывший начальник механомонтажного цеха. Начальником цеха был и Владимир Евгеньевич Венедиктов. Почти всю свою жизнь проработал на Балтийском Василий Иванович Хантуров _ старший строитель кораблей. Можно было бы назвать еще многих знаменитых балтийцев, целые рабочие династии, на которых и сегодня держится завод.
Что же касается Харламова, династии у него, к сожалению, не получилось. Со своей женой, которая на Балтийском проработала четверть века, воспитал Борис Дмитриевич двух прекрасных дочерей.
_ Но молодым, обдумывающим житье, я бы все же посоветовал: спешите, парни, в корабелы, _ говорит Харламов. _ Не пожалеете. Россия еще будет строить такой флот, который никому и не снился.
Юрий ТРЕФИЛОВ Фото Александра ДРОЗДОВА