[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 42(2432), 7 марта 2001
SPb Ved gerb

"Художник нам изобразил глубокий обморок сирени..."
До галерейного бума нам еще далеко, но уже есть из чего выбирать Галерея, конечно, не музей, но и не магазин, где все приспособлено для купли-продажи. Это как бы промежуточная инстанция, помогающая современному художнику найти своего зрителя и потенциального покупателя. То есть галерея совмещает в себе функции музея и магазина (лучше сказать, салона). Они стали возникать у нас с началом рыночных отношений. Это означает по крайней мере две вещи: есть художники, желающие жить своим ремеслом. И появились люди (галерейщики), умеющие двигать произведения искусства к зрителю и потенциальному покупателю.

Но не будем забывать и о просветительской функции современных галерей. Они регулярно устраивают выставки современных авторов, без чего многие художники так бы и остались в тени. И еще один очень важный нюанс. Человеку, далекому от искусства, кажется, что если он случайно забрел в галерею, то обязательно должен что-нибудь купить. Ничего подобного! Вы можете спокойно заходить в любую из них и обозревать выставки. Другими словами, вы можете повышать свой культурный уровень, приобщаясь к современному искусству. И вовсе не обязательно брать с собой толстый кошелек.

Несмотря на то, что галерей, работающих с современными художниками, в Петербурге мало (всего два десятка или чуть больше), рынок искусства у нас все-таки есть. Пусть не такой разветвленный и развитый, как в большинстве европейских городов, но есть. Скромный, тихий и аккуратный...

Знакомство с галерейной системой лучше всего начать с Невского, 20. Это адрес библиотеки имени А.ЪА. Блока. При ней имеется и своя галерея. Стараниями Галины Павловны Волосовой она существует уже более десяти лет. Эта энергичная женщина еще во время перестройки подобрала на улице (это не преувеличение) несколько десятков художников и объединила их в товарищество. Что-то вроде профсоюза. В настоящее время в товариществе свободных художников уже более двух тысяч членов.

Выставочная политика галереи предельно проста: выставлять все, достойное внимания, и все, что может найти покупателя. Такой подход кажется всеядным, но и демократичным тоже. Это пусть интеллектуалы и искусствоведы решают, какой вклад внес тот или иной художник в развитие искусства. И, исходя из этого, составляют какие-то свои рейтинговые таблицы. Они имеют на это право. В конце концов это их работа. Но так уж повелось, что в галерее на Невском, 20, последнее слово остается за зрителем и за покупателем. Короче, здесь есть все _ от сельских пейзажей до видов Питера.

Если же вам нужна экзотика, то и она найдется в галерее на Невском, 20. Между прочим, именно сейчас там работает выставка одного мальгашского (мадагаскарского) художника. Это как раз то, что и можно назвать экзотикой: мальгашец Фофа пишет тропические пейзажи, населяя их красивыми кофейно-шоколадными девушками. Что-то наподобие Гогена, но с африканским уклоном.

По словам Галины Павловны Волосовой, в последнее время на Невский, 20, зачастили деловые москвичи. То ли это дань моде, то ли Питер действительно привлекает, но факт остается фактом: москвичи охотно увозят полотна с видами Питера в первопрестольную для украшения своих офисов.

Иная выставочная политика в галерее "Гильдия мастеров", расположенной на Невском проспекте в доме 82. Здесь культ не художника вообще, а художника-мастера. Все вещи, выставленные в этой галерее (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), сделаны очень тщательно и блещут всеми своими гранями.

Солидных или респектабельных галерей в нашем многомиллионном городе не много. Фактически на это звание могут претендовать только две старейшие: "Палитра" (Малая Морская, 5) и "Дельта" (Невский, 51). Поясним сначала, что надо понимать под словом "респектабельность". В начале 90-х годов директор галереи "Палитра" Андрей Шеркунов сформулировал несколько галерейных постулатов, ставших со временем манифестом.

Он заявил, что его галерея будет последовательно и неуклонно придерживаться принципов "респектабельного модернизма", то есть отдавать предпочтение тем произведениям изобразительного искусства, в которых талант, мастерство и новаторство художника гармонично уравновешены. Естественно, что у "Палитры" за более чем десять лет работы сформировался свой круг живописцев, посетителей и клиентов (покупателей). То же самое можно сказать и о галерее "Дельта".

Чтобы клиент не разочаровался в облюбованной им галерее, к нему надо применять особый подход.

Между прочим, Ирина Болотова из галереи "Дельта" справедливо полагает, что посетителей и потенциальных покупателей надо воспитывать, приобщать их к текущему художественному процессу. То есть приглашать на вернисажи, знакомить с художниками и вообще с художественной тусовкой. Со временем это тоже даст свои плоды.

К сожалению, в чистом виде галереям очень трудно существовать, а еще труднее выживать. Рынок в городе действительно очень маленький.

Поэтому и приходится галереям перерастать свои рамки. Самое яркое тому подтверждение _ это арт-центр "Борей" (Литейный, 58). Недавно он отметил свое десятилетие. В активе "Борея" не только сотни организованных выставок, вечеров, презентаций, концертов, но и активная работа на ниве издательской деятельности, а это сотни выпущенных книг, и в частности известная многим серия "Версия письма". Кроме того, при "Борее"

есть своя дизайн-студия, которая уже достаточно хорошо известна в городе. Оформление фестиваля "Площадь искусств" _ это дело ее рук. Но, пожалуй, самое большое достижение "Борея" за истекшие десять лет _ это создание творческого клуба, который совершенно неформально объединяет (в стенах уютного кафе) поэтов, художников, писателей и даже философов.

Если вам надо показать приезжему гостю какую-нибудь местную достопримечательность (помимо Эрмитажа и Русского музея), то смело заходите в "Борей". В книжном магазинчике (он там тоже есть) можно обнаружить интересную книгу или хорошую графическую работу. Вам удастся посмотреть в галерее какую-нибудь любопытную выставку. Отдохнуть в уютном кафе и взять автограф у входящего в моду питерского писателя или художника.

Концентрация искусства в "Борее" на один квадратный метр действительно просто рекордная.

И все же, как бы оптимистично мы ни смотрели в будущее, как бы активно ни надеялись на лучшие времена, все равно приходится признать, что до галерейного бума Питеру еще очень далеко. То есть далеко до Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Берлина... Бум _ это не два десятка галерей, даже не сотня. Бум _ это тысяча активно работающих галерей и несколько десятков тысяч художников. И столько же реальных покупателей картин.

Мы же покупке картины пока предпочитаем покупку книги. Лучше сказать так: мы не можем купить картину, на которой "художник нам изобразил глубокий обморок сирени...", но зато имеем возможность приобрести книгу поэта Осипа Мандельштама и выучить это стихотворение наизусть.

Там еще есть замечательные слова о шмеле, который хозяйничает в густоте краски...

Герман СОКОЛОВ


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]