[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 42(2432), 7 марта 2001
SPb Ved gerb

Кронштадт: город, крепость, памятник, порт
После почти трехсотлетней истории Кронштадт полностью меняет свое предназначение и даже географию. К 300-летию Петербурга, частью которого он является, город-остров соединится сЪматериком, город _ военная база, станет городом-портом. О грядущих переменах нашему корреспонденту Владимиру НИКОЛАЕВУ рассказывает глава Кронштадтского территориального районного управления Виктор СУРИКОВ.

_ Виктор Леонидович, как город готовится встретить 300-летие Петербурга и свое собственное?

_ Основные мероприятия по подготовке к 300-летию Кронштадта определены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 1 декабря 2000 года. Утверждена программа в объеме 220 миллионов рублей. Она предусматривает реконструкцию многих зданий, новое строительство, решение социальных проблем города. Предусмотрены: строительство жилого дома в квартале 19а, создание социального дома по Ленинградской ул., 9; реконструкция помещений морского кадетского корпуса; строительство базы газового хозяйства и второй нитки водовода; реконструкция историко-мемориального кладбища; реставрация исторических памятников и создание памятников адмиралу Крюйсу, погибшим морякам, жертвам "кронштадтского мятежа"; развитие гериатрического центра, комплекса дачи Верещагина и детского санатория "Аврора"; создание социального реабилитационного центра несовершеннолетних. Арендаторам зданий и сооружений предложено в счет арендной платы выполнить ремонт фасадов и художественную подсветку зданий.

Не исключено, что будет издан специальный указ президента России, посвященный подготовке и празднованию 300-летия Кронштадта.

Российские и иностранные предприятия в прошлом году учредили международный фонд "300 лет Кронштадту _ возрождение святынь". Фонд примет участие и в реконструкции исторических объектов города.

_ Недавно правительство города утвердило генеральный план развития Кронштадта. Каковы основные направления развития он предусматривает?

_ Генплан определяет роль Кронштадта в развитии Большого порта Санкт-Петербург, в строительстве сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений и кольцевой автомагистрали.

Он также предусматривает освобождение города от боеприпасов и химических веществ, развитие Кронштадтского торгового порта и создание новых перегрузочных комплексов и транспортной инфраструктуры. Все это упрощает решение социальных проблем, сохранение и реставрацию историкокультурного населения Кронштадта.

На территории Адмиралтейства будет создан музей под открытым небом _ верфь деревянных парусных судов. От Ленинградской пристани до створа Петровской улицы предусматривается формирование восточного морского фасада города и новой набережной. В западном районе гавани Литке будет сформирован портовый комплекс, жилой район малоэтажной застройки, международный корпус для детей-сирот на 300 человек.

За пределами исторического центра города завершаем строительство участка кольцевой автомагистрали, двух автомобильных развязок, автовокзала и двух новых автомагистралей.

Кронштадт и Кронштадтская крепость являются частью памятника "Санкт-Петербург с окрестностями" и находятся под охраной ЮНЕСКО. Мы планируем восстановить Кронштадт в духе морского города-крепости с особенностями разных эпох порта, береговых и морских фортификаций, морского судостроения. Это поможет развитию туризма и парусного спорта.

Будет ликвидирована городская свалка, а источники загрязнений будут перебазированы в промышленную зону на намывные территории. Появятся новые парки и зеленые полосы. Будут перепрофилированы большие территории, занимаемые военными.

_ А как Кронштадт будет использовать данное ему природой положение города-порта?

_ В конце 80-х _ начале 90-х годов в Кронштадте сложилась критическая социально-экономическая ситуация. Уровень жизни населения падал, ведь город ориентировался на обеспечение Военно-морского флота СССР и России и был дотационным районом. По инициативе правительства Санкт-Петербурга правительство России приняло решение по развитию торгового мореплавания в Кронштадтском порту. В короткий срок наш город стал бюджетным донором.

Если в 1993 _ 1997 гг. грузооборот Кронштадтского порта равнялся 150 тыс. тонн, то в 1999 _ 2000 гг. он превысил 2,6 миллиона тонн (свыше 1600 судозаходов), что составило 16% грузооборота Большого порта Санкт-Петербург.

За последние два года в бюджет России поступило свыше 516 миллионов рублей таможенных платежей и свыше 50Ъмиллионов от портовых сборов. На портовых объектах были трудоустроены свыше 200 человек. Открыта паромная линия (Роттердам _ Байс _ Кронштадт _ Рига _ Роттердам).

Освоено 20,1 миллиона рублей внебюджетных вложений в реконструкцию портового и яхтенного терминала, культурно-спортивного центра и детской парусной школы.

_ Но дальнейшее развитие порта потребует, наверное, каких-то реформ?

_ Разумеется, и прежде всего нужно решить организационные вопросы по использованию водных объектов и гидротехнических сооружений разной ведомственной принадлежности. Это необходимо для привлечения долгосрочных инвестиций. Необходим и единый уполномоченный орган, занимающийся управлением и развитием торгового порта. Следовало бы разрешить таможенному посту "Кронштадтский" Балтийской таможни осуществлять постоянное таможенное оформление грузов, доставляемых на склады временного хранения предприятий Кронштадта, а также оформление пассажиров.

_ Морякам известно, что в Кронштадте разворачивает свою работу крупнейшая транспортная компания "Волготанкер", она покупает компанию "Морская Лига". Что получит город от этой сделки?

_ Для Кронштадта это слияние имеет принципиальный характер. Наша региональная компания объединяет свои возможности, опыт с общероссийской судоходной компанией.

Городу это безусловно выгодно, причем не только самому Кронштадту, но и Петербургу, всему Северо-Западу. Дело не только в новых бюджетных доходах. Такие сделки формируют инвестиционный климат, привлекают новых инвесторов.

_ Виктор Леонидович, а как тогда расценивать появляющиеся в некоторых газетах публикации, что торговое мореплавание в Кронштадте нужно свернуть?

_ Как банальную пи-ар компанию, направленную против Кронштадта и работающих на его территории предприятий. Заказчики этой рекламы надеются вынудить губернатора и федеральные органы пограничной и таможенной служб принять решения, которые препятствовали бы свободному развитию города и привели бы к прямым убыткам _ срывам договоров на обслуживание судов, сокращению бюджетных поступлений, росту безработицы.

Кому это выгодно? Тем, кто хотел бы взять город "под себя", вести в нем бизнес исключительно в собственных интересах.

Такие пропагандистские кампании будут проходить еще не раз, потому что Кронштадт имеет стратегическое значение для Петербурга и всего Балтийского региона. Но ничто не может остановить развитие Кронштадта, города, который был только военно-морским, а сейчас стал комплексным морским форпостом России.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]