[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 82(2472), 8 мая 2001
SPb Ved gerb

Переключая каналы
Без идей и идеалов Чем ближе лето, тем острее ощущают телезрители, что многочисленным каналам показывать, можно сказать, нечего. У одних кончаются силы, у других средства на исходе, и почти у всех _ отчетливый дефицит идей. Телекомпания "Петербург", правда, сменила дизайн: заставка информационных программ стала более современной и динамичной. Новый "логотип", появившийся в верхнем правом углу, однако, вызвал недоумение зрителей. Нам звонили и спрашивали: "Чей это профиль? Пушкина или Петра Первого?" По моим сведениям, это ангел (так нам объясняли по ТВ), но утверждать не могу, поскольку ни одного "ангела в натуральную величину" не видела.

Другие компании обходятся и вовсе без ангелов. Скажем, на "РТР" в апреле появилось ток-шоу "Идеальный мужчина". Анонсы обещали новый дизайн, новый имидж ведущего _ неутомимого Валерия Комиссарова, новую идеологию. И что же? Перед нами дочернее предприятие уже давно исчерпавшей себя передачи "Моя семья". На подиуме шестеро мужчин, из которых женское жюри выбирает лучшего. "Не отчаивайтесь! _ утешают сошедших с круга. _ Вы еще найдете свое счастье! Вас увидели миллионы телезрительниц, и вам обязательно кто-нибудь напишет!" Такое впечатление, что перед нами просто-напросто всероссийское бюро знакомств, а Валерий Комиссаров задался целью решить демографические проблемы всей страны. "Первая фраза для знакомства", "Подарок на день рождения", "Как вести себя, узнав об измене жены" _ вот рифы, через которые проходят конкурсанты. При этом особо ценится "знание женской психологии".

Однако, когда самым удачным вариантом для знакомства оказывается фраза "У вас потрясающие ноги!", закрадывается сомнение: а не очередной ли это розыгрыш?.. Представление об идеале у авторов довольно смутное. Жюри не из кого выбирать, и, отчаявшись, оно назначает "идеальным" самого заурядного из группы соискателей. Вспоминается старая фраза: "Даже на конкурсе недотеп ты бы занял второе место. Потому что _ недотепа!"

Канал специализируется на подобных темах. "Что хочет женщина", "Мужчина и женщина", "Моя семья", "Марьина роща"... В этой обойме лишь "Мужчина и женщина" вызывают устойчивый интерес телезрителей: журналисты приглашают в студию интересных людей и основательно готовятся к встречам с ними, не задавая им случайных, бестактных и глупых вопросов.

На "НТВ" неделю назад появилась новая программа, вроде бы тоже ориентированная на семью, _ "Квартирный вопрос". Но ее создателей квартирный вопрос испортил иначе, чем москвичей в эпоху "Мастера и Маргариты". Авторы полагают, что для их зрителей главная проблема _ дизайн огромных "новорусских" квартир, не подозревая о существовании коммуналок, общежитий и прочих избушек на курьих ножках типа злополучных пятиэтажек. Для них квартирный вопрос состоит не в том, в каком из модных магазинов купить гардины или кресла, а что делать с проржавевшими трубами (в лучшем случае) или как разместиться семьей в пять человек в двух тесных комнатушках (в большинстве случаев). Нет, я не сомневаюсь, что состоятельных людей надо просвещать, развивать, воспитывать их вкус. Только не хотелось бы, чтобы все телепроекты были ориентированы на сытых и богатых. Да и смотрят ли они эти передачи?..

В то же время очевидна потребность именно в оригинальных программах, а не просто в "домашнем кинотеатре". Должен же телевизор чем-то отличаться от видика?.. Между тем именно прокатные функции ТВ ныне преобладают над прочими. Кино становится палочкой-выручалочкой, когда показывать нечего. Оттого наряду с хорошими отечественными и зарубежными картинами появляются на телеэкране и ленты, снятые несколько лет назад, но не востребованные из-за своей очевидной "малохудожественности".

Всю первую неделю мая по "НТВ" крутили сериал "Семь дней с русской красавицей", снятый четыре года назад. Качество этого совместного проекта группы "Маски-шоу" и одесских "Джентльменов" можно было предвидеть заранее. Юмор у обоих партнеров зачастую _ "ниже пояса", а уж то, что ниже всякой критики, гарантировано. История о том, как авантюрист-недотепа заманил в Москву пятерых интуристов, чтобы они провели неделю в обществе "Мисс СССР", состоит из старых анекдотов и насмешек над отечественным кино _ от "Броненосца Потемкина", "Ленина в Октябре"

до "Невероятных приключений итальянцев в России". Считается, что это такойжанр _ пародия. А с пародии какой спрос? Что вижу, то и пою.

Заодно сериал полностью стер грань между искусством и рекламой: невозможно понять, что сейчас в эфире _ ролик или сцена из "Семи дней с русской красавицей". Вроде только что две стюардессы горячо обсуждали проблемы оргазма, а уже на экране реклама презервативов под лозунгом: "Испытай свою кровать на прочность!". Впрочем, этот клип вполне вписывается и в "семейные" проекты "РТР", и в сюжеты "Квартирного вопроса".

Елена АЛЕКСЕЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]