[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 82(2472), 8 мая 2001
SPb Ved gerb

Петербуржцы рассчитались с государством
_ оно получило денег даже больше, чем ожидало Петербургские налоговики официально подвели итоги первого квартала. Как и все последние годы, задания по сборам налогов перевыполнены. Сумма собранных платежей в бюджет _ 14,3 миллиарда рублей (на 13,6 процента больше плана), да еще 4,2 миллиарда дал единый социальный налог, который поступает в соответствующие фонды.

Причем рост бюджетных доходов был обеспечен не только экономическим подъемом, но и ростом сознательности налогоплательщиков, которые все охотней и честнее выполняют свою общественную повинность _ платить налоги. В первом квартале нынешнего года собрано денег на 34,8 процента больше, чем за тот же период в прошлом году.

Тем не менее во взаимоотношениях государства и налогоплательщиков по-прежнему немало проблем. Именно о них обозреватель газеты Владимир НОВИКОВ беседует с начальником управления Министерства РФ по налогам и сборам по С.-Петербургу заместителем министра Виктором ЗУБКОВЫМ.

_ Поздравляю вашу службу и всю бюджетную сферу с успешным завершением первого квартала. С этого года действует много налоговых новшеств _ единый социальный налог, налог на вмененный доход. Они оправдали себя?

_ О налоге на вмененный доход ничего пока сказать не могу, потому что до прошлого года не велось отдельной статистики по тем предприятиям, которые с нового года перешли на этот налог, мы их не вычленяли из общей массы налогоплательщиков. Судя по тому, на сколько превышен прошлогодний уровень сбора налогов, "вмененка" оправдывает себя. Но все равно она должна давать бюджету денег больше, чем сейчас. Мы рассчитывали ставки этого налога, взяв за базу 1998 год. Теперь другой масштаб цен, и многие платежи выглядят просто смехотворными.

Что касается единого социального налога, то он более чем оправдал себя. Сбор денег по этим статьям вырос более чем на треть. В прошлые годы список петербуржцев _ крупных налогоплательщиков состоял из нескольких десятков фамилий. Сейчас _ из нескольких сотен.

_ Но социальный состав легально богатых тот же _ нотариусы, деятели искусства?

_ Нет, появились и директора предприятий, хотя раньше они уверяли, что живут чуть ли не беднее своих рабочих, бухгалтера и так далее.

_ Кстати, эти люди считаются богатыми только по российским меркам или в самом деле богаты?

_ Даже не знаю. 14 миллионов рублей в год _ это богатство?

_ Если в год человек зарабатывает полмиллиона долларов, то за пару-тройку лет может стать долларовым миллионером. По мировым меркам, очень неплохо. Приятно и то, что у нас все больше честных налогоплательщиков. Но до полной честности, судя по вашей сводке, еще далеко _ суммарная недоимка по предприятиям города составляет 6,8 миллиарда.

Чьи это долги?

_ Должников не одна сотня, но "погоду делают" крупные недоимщики, список которых не меняется год от года: Октябрьская железная дорога, Ижорские заводы, "Лентрансгаз", "Северная верфь". У каждого из названных долг от полмиллиарда до полутора миллиардов рублей.

_ Знаю все эти предприятия, по моим представлениям _ они очень неплохо живут: платят хорошие зарплаты, особенно руководству, покупают престижные импортные автомобили, элитное жилье.

_ Мы тоже это знаем. Но все они очень грамотно защищаются от описей и арестов _ немедленно жалуются на нас в суд, который до рассмотрения дела блокирует все наши действия. И так до бесконечности.

_ Моего знакомого журналиста наказали на пять тысяч рублей за то, что он три года назад не указал в декларации какой-то там гонорар в тысячу рублей. А те, кто задолжал миллиарды, живут припеваючи?

_ Не совсем так, мы вынуждаем их рассчитываться с долгами. С начала года уже взыскали 122 миллиона рублей. Вообще проблема долгов крупных предприятий очень сложна.

_ Согласен, что облагать штрафами предприятие, у которого долги образовались по вине бюджета, _ все равно что взять в магазине товар, пообещать заплатить за него через год, но сдачу потребовать прямо сейчас.

_ По закону, мы обязаны взыскивать налоги и с тех, кому должен бюджет. Может, руководитель такого предприятия специально не требует своих денег с государственного заказчика, позволяя ему прокручивать выделенные, но не перечисленные деньги. Такие примеры были.

_ Но речь все же не о тех, кто страдает по вине бюджета, а о "преуспевающих" во всех отношениях должниках. Несколько лет назад налоговики довольно успешно проводили показательные аресты имущества, в первую очередь того, что не нужно для производства, и многие должники тогда быстро находили деньги.

_ Эта работа ведется и сейчас, но, согласен, хуже, чем прежде.

Раньше арест имущества был функцией налоговой полиции, которая оперативно выполняла наши заявки. Теперь это дело передано службе судебных исполнителей _ новой, не сформировавшейся, не имеющей опыта организации, которая оказалась, как сейчас видно, не готова к такой работе.

Об этой проблеме я уже говорил на коллегии в нашем министерстве. Налоговые полицейские просто выполняли приказы, и потому им было безразлично, что именно они должны арестовать _ автомашину или стройплощадку. Судебные исполнители получают в свою пользу проценты от стоимости арестованного и реализованного имущества и интересуются в основном тем, что можно легко и быстро продать.

_ В итоге крупные недоимщики, задолжавшие бюджету миллиарды, могут при нынешней судебной и судебно-исполнительной системе жить спокойно?

_ Вы знаете, с крупными предприятиями в любом случае нужно обращаться бережно. Пусть они недоимщики, но зачастую это стратегически значимые, системообразующие предприятия. Неосторожные действия против них могут иметь серьезные последствия _ срыв контрактов, инвестиционных проектов, сбои в работе. Поэтому мы предпочитаем путь переговоров. А долги _ они же никуда не денутся, все равно придется их платить.

_ Но, говорят, за налоговой инспекцией тоже есть долги _ не любит она возвращать НДС экспортерам.

_ Лже-экспортерам, которые разворовывают бюджетные деньги, мы добровольно не дадим ни рубля и даже в судах будем биться до последнего. Хотя, должен признать, что в силу законодательных пробелов в судах такие дела мы часто проигрываем. Это серьезная проблема. И вы, и я отдаем ежемесячно по нескольку сотен рублей подоходного налога, чтобы наполнить бюджет. А какие-то хитрецы, создав несколько фирм-однодневок, оформляют якобы экспортную сделку с фиктивными ценами, потом закрывают все эти фирмочки, кроме одной, которая и предъявляет требование о возмещении НДС в десятки и сотни миллионов рублей.

_ Но жалуются на волокиту с возвратом НДС и честные экспортеры.

_ Традиционным экспортерам, которых мы хорошо знаем, деньги возвращаем без проблем. В отношении небольших предприятий, согласен, возможна волокита. У нас не так много людей, к тому же текучесть кадров...

_ Да, зарплаты у вас неконкурентоспособные.

_ Как и у всех федеральных служащих. Так что излишнего затягивания проверок не исключаю. Но экспортеры должны нас понять и не обижаться _ мы же не свои, а общественные деньги защищаем.

_ В большинстве стран мира жуликов ловят на несоответствии их официальных доходов и имущественного положения. Если американец задекларировал доход в 20 тысяч долларов, а покупок наделал на 40 тысяч _ ему прямая дорога в тюрьму. У нас тоже введен контроль за крупными покупками. Как он действует?

_ В целом закон выполняется. Продавцы, регистрирующие сделки нотариусы посылают нам извещения о крупных покупках, по городу их десятки тысяч. Пока идет накопление информации, составление базы данных.

_ Еще не проверяли _ соответствуют ли легальные доходы крупного покупателя его расходам?

_ Нет. Пока мы только накапливаем данные. К тому же, думаю, нужно еще создать правовой механизм таких проверок. Покупатель шестисотого "Мерседеса" может просто отговориться, что деньги взял в долг у друзей или что доллары начала копить еще его бабушка. А проверять всю цепочку _ каковы доходы друзей или бабушек _ мы пока не можем.

В западных странах налоговая система складывалась веками. У нас она только создается, пробелов еще множество. Но успехов больше, чем проблем. Главное достижение, я считаю, в том, что между налоговой службой и честными налогоплательщиками сложились цивилизованные уважительные отношения. Если раньше бизнесмены бравировали умением уходить от налогов, то теперь этого стыдятся. Зато быть налогоплательщиком стало престижно. Такая вот перемена в общественной морали куда важнее и значимей, чем наличие каких-то законодательных пробелов и нестыковок. Результаты первого квартала _ наглядное этому подтверждение.


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]