[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 23(1697), 6 февраля 1998
|
![]() |
У Жизели стало больше подруг
Балет А. Адама "Жизель" родился в Королевской академии музыки и танца в Париже 157 лет назад, в июне 1841 года. А четыре сезона спустя он уже появился в Петербурге. Оригинальная версия, созданная Ж. Коралли и Ж. Перро, подвергалась с той поры различным интерпретациям, наиболее удачная из которых принадлежит М. Петипа, балетмейстеру Императорского Мариинского театра. Эта постановка Коралли _ Перро _ Петипа и явилась основой для дальнейших русских версий "Жизели".
Этих версий было немало. В афише спектакля, показанного в эти дни труппой Большого театра, в списке хореографов помимо уже упомянутой тройки значатся имена А. Горского, Л. Лавровского и В. Васильева. В интерпретации последнего и предстала перед зрителем обновленная "Жизель".
По словам В. Васильева, он постарался сохранить все самое ценное, что было создано хореографами, прикасавшимися к "Жизели" за всю историю существования балета. Сам же он заменил известное, так называемое "крестьянское", па-де-де из 1 акта на развернутый действенный танец для четырех подруг Жизели и их кавалеров. Замена оказалась удачной, новая хореография отличается изобретательностью и красотой. К тому же достигнута и своего рода "практическая" цель _ в новом дивертисменте своим мастерством могут теперь блеснуть сразу восемь солистов. Но главное в новой редакции _ усложнение и расширение роли лесничего Ганса (в новом спектакле он получил имя Иллариона), ставшей танцевальной _ две вариации лесничего с темпераментом исполняет А. Петухов.
Серьезная удача спектакля _ выступление юной танцовщицы С. Лунькиной в партии Жизели. Ее танец рожден из духа музыки. Конечно, образ, созданный молодой танцовщицей, будет расти, углубляться, но сейчас найдено главное _ верное ощущение романтического духа "Жизели". Партнером С. Лунькиной выступил Н. Цискаридзе, танцовщик красивой внешности и уверенной техники. Однако его граф Альберт производит в целом странное впечатление: манерный, порой даже жеманный, этот юноша настолько упоен собой, что трудно поверить в его любовь к Жизели. Актер нередко просто изображает чувство, энергично мимирует, лишая образ искренности и душевной теплоты.
Программа одноактных балетов, включенная в программу гастролей Большого театра в Петербурге, состоит из двух сочинений молодого хореографа А. Ратманского _ "Прелести маньеризма" на музыку Ф. Куперена в оркестровке Р. Штрауса и "Сны о Японии" на традиционную японскую музыку. В первом балете, где с блеском танцуют Н. Ананиашвили, Т. Терехова (Мариинский театр), С. Филин и А. Фадеечев, классический танец, словно ненадолго отказавшись от строгих канонов и правил, заиграл неожиданными красками, исполненными юмора, озорного кокетства и чувственной земной радости. Сюжет "Снов о Японии" взят из четырех знаменитых пьес театра Кабуки. Балет, не претендуя на этнографическую точность и доскональное воспроизведение японской пластики и жеста, создает своего рода "русские сновидения" о Японии, навеянные воспоминаниями об изысканном, утонченном искусстве далекой страны.
Игорь СТУПНИКОВ