[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 234(1880), 10 ноября 1998
|
![]() |
Что имеем, не храним
"Леннаучфильм", приносивший солидную прибыль, впал в нищету. Но выход, кажется, есть Обшарпанная лестница. На облупившейся двери надпись: "Зона здоровья". Когда-то здесь было море цветов, яркая роспись на стенах, уютные кресла! Но главное _ атмосфера: улыбки, оживленные лица, взрывы смеха, споры. Сегодня в "зоне" холод, запустение, мрак, безлюдье. Цветы замерзли, роспись выцвела, кресла украли. А уж улыбки... Те, кто остался на киностудии "Леннаучфильм", улыбаться давно разучились. И споров не слышно. Исчез сам предмет споров _ творчество. Когда-то студия выпускала в год двести пятьдесят частей общеэкранных, заказных и учебных фильмов (одна часть _ это десять минут экранного времени). В последние годы _ не больше пятнадцати частей.
Когда на съезде Союза кинематографистов Никита Михалков, опираясь на документы, сказал, что в советское время самый высокий доход приносило государству не игровое, а научно-популярное кино, по залу пронесся шумок удивления. И немудрено.
Если о том, что "Кавказскую пленницу" за год посмотрели восемьдесят миллионов зрителей, было широко известно, то прокат научно-популярных фильмов у нас никогда не был организован достойным образом.
Так что доходы от их демонстрации внутри страны и впрямь были невелики. А вот сведения о том, сколько научно-популярных фильмов продавали за рубеж и, главное, за какие деньги, были тайной за семью печатями.
Правда, достоверно известно, что государство забирало семьдесят процентов доходов от кино, а оставшихся тридцати вполне хватало всем киностудиям страны. Точные суммы, полученные от продажи научно-популярных картин за рубеж, хранятся в архивах почившего "Совэкспортфильма".
Но некоторые цифры все-таки известны. К примеру, фильм Павла Клушанцева "Планета бурь" успешно продавался многие годы. Только в 1980 году, почти через двадцать лет после выхода на экран, когда число продаж уже резко пошло на убыль, за него было получено восемьдесят тысяч долларов. Фильмы о Пушкине, Рублеве, Чайковском, Мусоргском, Павлове, Рахманинове, Блоке, Достоевском (серия "Великие имена России"), сделанные на "Леннаучфильме" по заказу главного управления внешних сношений Гостелерадио, были проданы более чем в пятьдесят стран. Правда, ни студия, ни авторы не получали ни копейки из тысяч долларов, вырученных за их труд. Но им и в голову не приходило на что-то претендовать. У них была любимая работа, регулярная зарплата и _ благодарность зрителей.
Все это в прошлом. Не впасть в уныние помогают редкие демонстрации фильмов в Доме ученых и в Доме архитектора и, главное, в кинотеатре "Свет", директор которого Ирина Борисова, энтузиаст, неутомимый просветитель, вопреки всему упрямо продолжает показывать невыгодное неигровое кино, организует встречи зрителей с творческими коллективами.
Практически после каждой такой встречи звучит вопрос: неужели вы, кинематографисты, не понимаете своей ответственности за просвещение, за воспитание своих сограждан, почему не снимаете новых фильмов?
Вопрос, конечно, риторический. Ответ известен: нет денег. Государство окончательно прекратило финансирование производства неигрового кино. О бедах "Ленфильма" сказано и написано много. "Леннаучфильм" умирал молча.
Когда государственное финансирование начало день ото дня сокращаться, когда студия стала выпускать пять картин в год, долгое время продолжали содержать штат, который был нужен для выпуска ста двадцати фильмов. На первый взгляд, это было гуманнее, чем выбросить людей на улицу. Но ведь и отрубать хвост кошке по частям, вместо того чтобы сделать это разом, кому-то кажется проявлением гуманизма. В итоге-то люди все равно остались без работы и без зарплаты, пройдя через годы стрессов, унижений, полуголодного существования: студия проела все что имела и продолжала жить не по средствам, множить долги, которые сегодня неподъемной гирей повисли на "Леннаучфильме".
В общем, все происходило по той же схеме, что и во всей стране.
Чтобы было понятно, что мы едва не потеряли, расскажу лишь о двух фактах из биографии "Леннаучфильма". Первый _ блокада. Ни на один день не прекращала студия работать в те страшные дни. Двадцать четыре тысячи метров блокадной хроники _ ее вклад в героическую летопись не только нашего города, всего человечества. И _ второй. Мы дружно восхищаемся спецэффектами в фильмах Спилберга, да и вообще в западном кино, и забыли (американцы, кстати, об этом помнят), что родоначальником этого направления в киноискусстве был режиссер "Леннаучфильма" Павел Клушанцев. Если не поддержать, не сохранить тех суперпрофессионалов, что еще остались, не дать им возможности вырастить учеников, уникальное искусство погибнет, ему ведь нигде не учат, его можно освоить только в процессе работы. А работы-то нынче и нет.
У нас очень любят, когда это выгодно, ссылаться на зарубежный опыт. Заявляют, что кино у них совершенно независимо от государства, в том числе и материально. Неправда. Так обстоит дело только в США и Индии, имеющих сверхмощную киноиндустрию, во всех других странах производство научно-популярных фильмов дотируется из государственного бюджета.
Год с небольшим назад на студию, вернее на ее руины, пришли новые руководители _ старые леннаучфильмовцы. Александр Соколовский _ директор _ многие годы работал здесь главным инженером, потом директором кинокопировальной фабрики, которая под его руководством стала единственным в России рентабельным предприятием отрасли. Виктор Бочаров _ главный редактор _ один из самых опытных профессионалов. Им бы начать с возрождения настоящего кино, а пришлось, как, впрочем, приходится сегодня не только им, _ с расчистки авгиевых конюшен. К примеру, студия четыре года не отапливалась. Поменять систему, хотя бы и только отопительную, не имея ни копейки, _ дело нелегкое. Справились. И об искусстве не забывали. Удалось наконец закончить фильм "Первая мировая война" (режиссер Игорь Войтенко), картину, не только вобравшую уникальную историческую хронику, но и сумевшую стать актуальной _ фильмомпредостережением. Творческие проекты, созданные на основании углубленного изучения зрительского спроса, нашли поддержку независимого экспертного совета при Роскино. Студии было обещано финансирование _ появилась надежда на возрождение. Но... грянул кризис.
Что же, снова встать у обочины и ждать чьей-то милости? Новое руководство студии предпочитает зарабатывать, а не разговаривать. При ближайшем рассмотрении оказалось, что студия имеет не только обветшавшее здание, жалкие остатки техники и немереные долги, но и немалое богатство. Это _ сотни картин по разным отраслям знаний, от генетики до выращивания хлеба, от философии до высшей математики, это фильмы о медицине, физике, химии, машиностроении, сельском хозяйстве, об истории страны и ее культуре.
Мониторинг, проведенный с помощью фирмы "Кварт-О", взявшейся распространять научно-популярные фильмы, показал, что в них остро нуждаются школы и высшие учебные заведения. Пока продано шестьдесят пять картин. Это приносит студии около десяти тысяч в квартал. Немного? Но потенциальный российский рынок пока освоен на сотую часть. А рынок этот огромен. Для массового выпуска видеокассет нужен стартовый капитал. В нашем городе нашлись пока лишь два человека: председатель совета директоров Большого Гостиного двора Надежда Ушакова и директор универсама на Бухарестской, 144, Михаил Эппельбаум, которые не гонятся за сиюминутной выгодой, умеют смотреть вперед. Они вложили деньги своих предприятий в производство просветительского кино. Пусть немного.
Сколько могли. Поступок в наши дни редчайший. Но есть и объективные причины, по которым не спешат вкладывать деньги в кинопроизводство: не работает закон о кино, обещавший спонсорам налоговые льготы. Да и самим студиям закон обещал и льготы, и беспроцентные или малопроцентные ссуды на производство фильмов. Но законы у нас, похоже, для того и пишут, чтобы было что не выполнять.
Остается надежда на городские власти. Они уже продемонстрировали готовность помогать тем учреждениям культуры, которые стараются и сами работать и зарабатывать. Может быть, дойдет очередь и до кино? Это не будет подарком. Это будет разумным вложением средств в высокопрофессиональную кинопродукцию, которая заполнит часть телевизионного времени интересными, содержательными программами. Что телевидению совсем не помешает. А еще "Леннаучфильм" сможет снимать на эти деньги кинолетопись жизни города. Она не станет конкурировать с телевизионными репортажами. Их задача _ оперативно информировать о событии. Задача кино _ исследовать. Тщательно, вдумчиво. К тому же, телевизионная пленка недолговечна. Кинопленка живет дольше.
И не просто лежит на полке. Она работает. Просвещает. А человек просвещенный редко становится разрушителем или равнодушным наблюдателем. Он, пусть и постепенно, возвышается до охранителя и созидателя.
Инна СОБОЛЕВА