[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 234(1880), 10 ноября 1998
|
![]() |
Переключая каналы
"Давно ль по-испански вы начали петь?"
"Праздничный концерт" всегда был самым популярным телевизионным жанром. Ноябрьские ль, майские ль, новогодние ль праздники _ как правило, они были многодневными и многотрудными (сколько съедалось салату, сколько выпивалось водки!) и надолго приковывали трудящихся к телевизору. Все лучшее подавалось на стол, а также на главные подмостки страны, будь то Кремлевский Дворец съездов или концертный зал "Россия".
Сейчас и праздники _ не те, и концерты _ иные. Правда, меньше трех дней мы все равно не отдыхаем. И веселимся, как бы ни были трудны будни, на всю катушку. Кроме телевизионных концертов мы балуем себя, правда, и разномастными фильмами "на тему дня". В минувшие выходные это были такие ленты, как "Мания Жизели", "Кортик", "Чекист". Даже Джеймс Бонд пошел нам в честь праздничка навстречу: в серии "Шпион, который любил меня" он трудится рука об руку с очаровательной майоршей КГБ.
И все же ТВ сохранило _ в память о правительственных концертах и "Голубых огоньках" _ жанр праздничного концерта. На сей раз таковой стала двухсерийная программа "Песни Игоря Крутого" (7 и 8 ноября, "ОТР"). Из чего можно сделать вывод о крутизне известного композитора, достигшего не только звания "Народный артист России", но и статуса главного песенника страны. Не припомню, чтобы кто-либо из советских композиторов удостоился бы телевизионного собрания сочинений длиною в пять часов. Ни Соловьеву-Седому, ни Пахмутовой такой чести, кажется, не выпадало. Так везло разве что Раймонду Паулсу.
Кстати, Раймонд Паулс вспомнился не единожды, пока шел этот крутой московский марафон. Чем был хорош маэстро? Он был блестящим мелодистом. Отчего чуть не каждая его песня становилась шлягером. Разбудите любого жителя страны ночью, и он без запинки споет "Листья желтые", "Вернисаж" или "Миллион алых роз". А если меня попросить напеть что-нибудь из сочинений Игоря Крутого, я надолго задумаюсь. Хотя, как выяснилось, "по валу" нынешний первый композитор давно обошел бывших лидеров.
За время концерта несколько мелодий отличить друг от друга удалось. Хотя и не без труда. Можно только подивиться и позавидовать музыкальному слуху мэра Москвы Лужкова, который вместе со звездами эстрады пел какую-то ахинею про "ангела неземного". Музыку и слова большинства песен запомнить можно разве что под гипнозом. И если мелодии страдают однообразием, то слова губят песни окончательно. Особенно часто Крутой пишет на тексты неизвестного мне (видимо, по серости) поэтапесенника В. Пеленягрэ. И я заметила, что именно этот (эта?) соавтор подкидывает композитору самые кошмарные сюжеты и рифмы.
Даже не знаю, что лучше слушать в "красный день календаря" _ "Будет людям счастье..." или, как пел на этом концерте Валерий Леонтьев, "Когда весь мир _ одна панель". Вечер вообще был на 90 процентов выдержан в панельно-бордельных тонах. Причем устроители праздника учли, как видно, страсть нашей публики к латиноамериканским именам, названиям и ритмам. Перед нами разыгрывалась какая-то трехгрошовая опера с хризантемами, магнолиями, знойными красотками и ревнивыми донами Хосе.
"Зачем ты мою одежду небрежной рукой смахнул?" _ пела Лайма Вайкуле.
Насчет одежды ее партнер и вправду погорячился: смахивать было практически нечего, поскольку на эстраде в моде исключительно бельевой стиль.
Иногда герои песен перебирались с панелей Гонолулу и Акапулько в веселые кварталы Парижа, но до московских улиц дело, насколько я сумела заметить, не дошло. Хотя, быть может, когда Александр Буйнов поет про края, "где любят зеленые деньги, где негры смеются во сне", имеется в виду российская столица?.. Вопрос лишь в том, какими глазами смотрит на этот праздник жизни страна. Конечно, телевидение давно уже приучило нас отделять сытую верхушку России Москвы от прочей провинции, но скоро, похоже, мы уже перестанем понимать, на каком языке говорят все эти малоодетые синьоры и синьориты под пальмами. Так и хочется спросить вслед за Михаилом Светловым: "Откуда у хлопца испанская грусть?"
Быть может, я драматизирую. Не все, надо полагать, наслаждались бурным потоком песен Игоря Крутого. У одних просто не было электричества в доме. Другие воспользовались свободным днем по назначению и пошли погулять. А третьи, у кого под рукой был переключатель каналов, включили "НТВ" и с удовольствием _ в который раз! _ посмотрели "Тихий Дон".
Елена АЛЕКСЕЕВА