[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]

Санкт-Петербургские Ведомости No 258(1903), 15 декабря 1998
SPb Ved gerb

Переключая каналы
Китчу тесно в своем кругу Большие художники отличаются от простых смертных тем, что не стремятся заполнить собою все пространство информационного потока. Это у воротил шоу-бизнеса есть привычка (и, что еще существенней, средства) отмечать каждый шаг своих подопечных многочасовыми концертами на радость российским телезрителям. Правда, само телевидение норовит уподобить настоящих творцов тем, с кем обычно имеет дело. И пытается подогнать все юбилеи под один стандарт.

Когда смотришь на юбиляра, засыпанного килограммами цветов в шуршащей фольге с бантами, залитого потоками славословия и отягощенного подарками спонсоров, то с трудом понимаешь, в какой отрасли народного хозяйства он прославился, _ одни и те же приглашенные, одни и те же песни, один антураж. То ли пятидесятилетие Игоря Крутого справляем, то ли семилетие Налоговой инспекции, то ли трехлетие "Золотого граммофона". Всюду одни и те же клиенты налогового ведомства _ сегодня инспекции, завтра, глядишь, полиции.

И было бы не обидно, если бы массовая культура резвилась в своем кругу, но ей своего _ очень-очень широкого! _ круга, видно, мало. Китч все время покушается на всю остальную территорию. Об этом, кстати, на днях рассуждал главный художник БДТ Эдуард Кочергин в программе "Русский век". На вопрос: "Как бороться с пошлостью?" он ответил, что культура самим своим присутствием противостоит агрессии китча, фуфла. И действительно, чем чаще такие люди, как он, появляются на экране, тем меньше остается пространства для псевдогероев. Китч не захватывает поле культуры, если есть сопротивление личности. Но чаще никто и не думает сопротивляться.

Так, на прошлой неделе ГИТИС (ныне _ Российская академия театрального искусства) собрал журналистов на пресс-конференцию, посвященную 120-летию этого солидного учебного заведения. Однако в президиуме на почетном месте восседали не профессора Марк Захаров и Петр Фоменко, а молодой человек в желтой шелковой кофте. "Это наш студент, Юлиан", _ гордо пояснил ректор. Видно старейшему театральному вузу России нечем больше похвастаться, как поп-звездой средней руки. Все прочие воспитанники безвестны, не говоря уж о педагогах. Что подтвердил и канал "РТР", показав мужика в тулупе и треухе и дав титр: "Ректор Демин".

Юбилеи _ это конек нашего славного ТВ. Без юбилеев нечем было бы заполнять пустоты между сериалами. Первая декада декабря выдалась весьма урожайной: 80-летие Александра Солженицына, 60-летие Юрия Темирканова... Юбилей музыканта отметили сравнительно скромно, "по-домашнему": новый девятисерийный фильм "Юрий Темирканов. Импровизация на тему..." демонстрировался по каналу "Петербург", трансляция концерта из Большого зала Филармонии была опять же внутригородской, несмотря на обилие мировых знаменитостей, приехавших поздравить дирижера и выпить за его здоровье непосредственно в зале Дворянского собрания, где вместо привычных кресел на этот вечер появились столики. Лишь "малотиражный" канал "Культура" поддержал петербуржцев, центральному ТВ, видимо, было не до того. Кстати, этот же канал сегодня транслирует концерт, который Мстислав Ростропович дает в честь Солженицына.

80-летие писателя москвичи задумали отпраздновать с размахом. И если бы не вмешательство самого юбиляра, замучили бы и его, и нас шумом и звоном. Запланирован был показ, как минимум, трех фильмов.

Один, снятый документалистом Олесей Фокиной, был обещан по "РТР", но до зрителя так и не дошел, поскольку Александр Исаевич воспротивился.

Мы увидели лишь четырехсерийную "Жизнь Солженицына" ("НТВ") и фильм Александра Сокурова "Узел" ("ОРТ").

Очередные "элегии" Сокурова (а помимо "Узла" нам показали еще и первую серию "Бесед с Солженицыным") напомнили об одном из главных талантов писателя. Он проповедник. И в этом качестве был незаменим на экране ТВ. С тех пор как его лишили возможности напрямую говорить с жителями России, отвечать на их письма, Солженицын вновь превратился в затворника.

Елена АЛЕКСЕЕВА


[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ подшивка ] [ поиск ]