[ предыдущая статья ] [ следующая статья ] [ содержание ] [ "Санкт-Петербургские Ведомости" ] [ поиск ]
Санкт-Петербургские Ведомости No 51(2441), 22 марта 2001
|
Один за всех _ и все за одного
Этот благородный девиз становится сегодня главным для российских профсоюзов Сегодня состоится отчетно-выборная конференция федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Накануне ее наш корреспондент Александр РАБКОВСКИЙ беседует с председателем Федерации Гарри ЛЫСЮКОМ.
_ Гарри Андреевич, на дворе _ март, последний снег вроде бы уже тает. А значит, на повестке дня вроде бы должно быть очередное "весеннее наступление трудящихся". Мы ведь уже привыкли, что именно в это время профсоюзы готовят традиционные акции протеста, на которых экономические требования зачастую перерастают в политические. Но вот в этом году ничего подобного не намечается. Почему?
_ Ситуация в стране другая. Сложная, противоречивая, во многом непонятная, но другая. Да, и три, и два года назад весной выходили на Дворцовую колонны манифестантов с профсоюзными лидерами во главе и дружно скандировали: "Президента в отставку!" Новый же президент России подписал в мае прошлого года социальную Хартию, в которой, в частности, есть пункт о том, что необходимо добиваться достойной зарплаты наемным работникам _ такой, какой хватило бы для удовлетворения всех нормальных потребностей человека, содержания его семьи и т. д.
Вряд ли ошибусь, сказав, что для профсоюзов как раз это одна из важнейших стратегических целей. Президентская подпись под Хартией означает, что В. Путин эту цель разделяет, что он с нами согласен, что он точно так же озабочен обострившимися социальными проблемами в стране.
Я бы охарактеризовал нынешнюю ситуацию как время кропотливой работы, внимательного анализа всех действий правительства, Госдумы. Только проделав эту сложную работу, мы сможем сделать надлежащие выводы, на основе которых и будет вырабатываться стратегия действий профсоюзов на ближайшее пятилетие.
Что касается нашего региона, то, считаю, здесь за последние годы уже наработан достаточно конструктивный механизм взаимодействия между исполнительной властью, работодателями и профсоюзами. В диалоге этих структур мы и стараемся решать все наиболее острые вопросы, руководствуясь принципом социального партнерства.
_ Например?
_ Например, сообща мы выработали общие подходы к тарифной политике в Петербурге и Ленинградской области. И в результате при самом активном участии профсоюзов каждая семья сегодня сумела сэкономить в своем бюджете по нескольку сотен рублей за год. И это _ несмотря на рост тарифов на электроэнергию, тепло, ставок по оплате коммунальных услуг, проезда на транспорте и т. д.
_ То есть вы хотите сказать, что если бы не постоянные консультации профсоюзов с губернаторами и Союзом промышленников и предпринимателей, то наши кошельки опустошались бы еще с большей быстротой?
_ Именно так. Возьмем хотя бы повышение платы за проезд в пригородных электричках. С февраля, как известно, стоимость проезда одной зоны вместо 2 рублей составила 3. Но первоначально предполагалось, что эта ставка будет равняться 4 рублям. Так вот, только жесткая позиция профсоюзов на трехсторонних переговорах позволила отстоять трехрублевый тариф. И точно так же _ по всем остальным позициям.
_ Получается, Гарри Андреевич, что сегодня роль профсоюзов в жизни региона объективно становится много шире, чем каких-нибудь десять лет назад, они начинают активно контролировать ситуацию в социальной сфере, выходя из привычного круга проблем отдельных трудовых коллективов или производственных отраслей...
_ Мы, повторяю, просто вынуждены это делать, потому что уровень зарплаты бюджетников, наемных работников промышленных предприятий крайне низок. Позиция профсоюзов предельно проста: пожалуйста, повышайте тарифы. Но обеспечьте при этом и стабильный, устойчивый рост зарплаты.
Увы, этого не происходит.
По нашим данным, эксплуатация наемных работников за минувшие десять лет увеличилась как минимум втрое. У людей становится меньше свободного времени, необходимого для образования, отдыха, занятий с детьми и т. д. Но при этом зарплата во всех без исключения сферах занятости растет далеко не адекватными темпами. И это главная наша беда.
_ Но как же переломить эту пагубную тенденцию? Где взять деньги для повышения зарплаты?
_ Я категорически не согласен с теми, кто утверждает, что проблема роста зарплаты, выведения ее на достойный уровень лежит в сугубо экономической плоскости. Это проблема политическая. Деньги в России есть, нужно их только оптимально перераспределить, точнее _ перенаправить финансовые потоки.
В развитых странах Запада, на которые сегодня так модно стало ссылаться, соотношение доходов 10 процентов самого богатого населения и самого бедного составляет 3 _ 5 раз, а у нас как минимум _ 23 раза.
Это что, воплощение принципа социальной справедливости? Реализация той статьи Конституции, где Россия провозглашается социальным государством?
Наши предприниматели, безусловно, правы, когда говорят, что каждый рубль, вложенный в инвестиции, дает 2 _ 3-кратное увеличение доходов. Но ведь тот же рубль, вложенный в зарплату, способен принести 5 _ 6 рублей дополнительных доходов. Так надо ли, спрашивается, столь рьяно гнаться за минимальной прибылью, если при желании можно получить гораздо больше, прежде всего за счет роста покупательной способности населения, который будет стимулировать увеличение объема производства.
Больше будет у людей честно заработанных денег _ больше потребуется и различных товаров. Это же элементарная экономика, реализовать возможности которой можно и должно, проявив надлежащую политическую волю.
Именно так, кстати, действовал в США президент Ф. Рузвельт, выводя страну из экономического кризиса.
_ Как известно, с этого года вступил в силу новый российский Налоговый кодекс, появился единый социальный налог. Как профсоюзы оценивают эти перемены в налоговой политике?
_ В целом, к сожалению, негативно. Мы полагаем, в частности, что единую ставку подоходного налога в 13 процентов никак нельзя считать оптимальной и справедливой. Богатые, по нашему убеждению, должны платить в государственную казну больше, нежели бедные. Доводы тех, кто считает, что единая ставка подоходного налога будет способствовать выводу бизнеса из "тени", представляются не очень-то убедительными.
Но новые "правила игры" приняты. И значит, надо просто прожить этот год, чтобы предметно убедиться, кто в итоге окажется прав. Хотелось бы, конечно, ошибаться, но, на наш взгляд, потери бюджета от введения нового Налогового кодекса будут весомее, нежели приобретения.
Другой вопрос, как поведут себя правительство и Госдума, когда воочию в этом убедятся. Хватит ли у них воли, чтобы оперативно исправить собственные ошибки? Как видите, проблема опять выходит в политическую плоскость.
Что же касается единого социального налога, то к нему профсоюзы относятся резко отрицательно. Правительство не уставало заверять, что с его введением ничего не изменится. Но это не так: изменится многое, и в худшую сторону. Фонд социального страхования получит значительно меньше средств, нежели в 2000 году. Не предусмотрено, в частности, финансирование отдыха трудящихся, в значительной степени урезано финансирование лечения.
Нам, например, сегодня абсолютно непонятно, за счет чего в новых условиях мы будем организовывать отдых детей, финансировать детские оздоровительные лагеря, содержать в городе и области 44 детско-юношеские спортивные школы, которые до сих пор финансировались совместно нашей федерацией и фондом соцстраха. Сняты полуторапроцентные отчисления в фонд занятости населения, что, вне всякого сомнения, осложнит борьбу с безработицей и т. д.
_ Когда в Госдуме активно обсуждали вопрос о едином социальном налоге, кое-кто как раз кивал в сторону профсоюзов: идет, мол, распыление средств, зачастую тратились они не на социальную сферу, а на содержание профсоюзного аппарата...
_ Иначе как измышлениями подобные рассуждения не назовешь. Могу сказать однозначно, что доходы профсоюзов складываются исключительно из членских взносов. И зарплаты профсоюзных лидеров, работающих на постоянной основе, отнюдь не запредельны. Меня, к примеру, почему-то любят спрашивать, где я провожу очередной отпуск. Каждый раз отвечаю: за границей... Петербурга _ на своем садовом участке под Кировском. Каких-нибудь Канарских островов позволить себе не могу. Да, честно говоря, и не очень-то туда тянет...
_ Гарри Андреевич, а как насчет профсоюзной собственности _ вас же в отличие, скажем, от КПСС никто в минувшие годы не "раскулачивал"...
_ Мы сумели за эти годы сохранить свою собственность, не дали ее разбазарить. И это главное. Профсоюзные санатории, пансионаты продолжают служить людям труда, хотя количество охотников посягнуть на них до сих пор не переводится. Вот им могу сказать однозначно: мы не отдадим ничего.
Непонятно другое: почему государственный санаторий имеет сегодня определенные налоговые льготы, а расположенный рядом точно такой же профсоюзный _ нет? Этот вопрос хотелось бы адресовать нашему Законодательному собранию. К сожалению, депутаты почему-то не склонны вникать в подобные коллизии. И это никак не записать в их актив: речь-то идет об условиях отдыха горожан, о стоимости профсоюзных путевок.
_ В общем, сейчас российским профсоюзам, похоже, действительно приходится в своей повседневной практике решать многие нестандартные задачи, существенно отличающиеся от тех, которые стояли перед ними в минувшие годы...
_ Безусловно. Взять хотя бы борьбу за выживание промышленных предприятий. В качестве примера можно привести нашу "Электросилу" или Выборгский судостроительный завод. Сегодня они буквально поднимаются с колен, там намечается подъем производства, появляются новые крупные заказы, создаются рабочие места. А ведь были моменты, когда эти и другие предприятия находились на грани банкротства. В том, что подобного не произошло, немалая заслуга профсоюзов. Они сумели реализовать в своих коллективах тот самый принцип социального партнерства, о котором шла речь выше, _ выйти на конструктивный диалог с руководством, сообща продумать стратегические вопросы научно-технической, инвестиционной, социальной политики.
Сегодня в Петербурге и Ленинградской области насчитываются 1 млн 200 тысяч членов профсоюзов. И на грядущее пятилетие федерация ставит для себя в качестве главной логичную, но очень непростую задачу: добиться, чтобы каждый человек в трудную минуту, в случае возникновения какого-либо трудового конфликта, бытовых неурядиц и т. д., почувствовал, что его готовы поддержать эти 1 млн 200 тысяч партнеров, соратников. А с другой стороны, вся федерация должна постепенно ощущать, что в нужный момент в ее рядах окажется каждый. Если хотите, то тем самым мы реализуем хорошо известный девиз: один за всех _ и все за одного.
Прекрасно осознаем, что добиться подобного будет нелегко. Но в нашем арсенале _ самый широкий набор средств: от переговоров до забастовок и массовых акций протеста, в ходе которых могут прозвучать и политические требования. Действующему законодательству это ни в коей мере не противоречит. А раз так, то все, как говорится, в наших собственных руках.